город Москва |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А40-340871/19-21-1829 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Россети Тюмень": Кашапова Р.М. (дов. N 47001 от 09.01.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Головановой Т.А. (дов. N ИА/106825/19 от 05.12.2019 г.);
рассмотрев 27 октября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Россети Тюмень"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2020 г.,
по делу N А40-340871/19-21-1829
по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительным пункта 2 предписаний от 08 октября 2019 г. N ВК/87619/19, ВК/87634/19, N ВК/87630/19, N ВК/87644/19, N ВК/87624/19, N ВК/87640/19, N ВК/87664/19, N ВК/87654/19, N ВК/87669/19,
УСТАНОВИЛ: 15 августа 2019 г. акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - АО "Россети Тюмень", общество, заявитель) (ранее акционерное общество энергетики и электрификации "Тюменьэнерго", далее - АО "Тюменьэнерго"), о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРН) 23 декабря 2019 г. внесена запись о смене наименования АО "Тюменьэнерго" на новое наименование - АО "Россети Тюмень") в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган) с ходатайствами о даче предварительного согласования на осуществление следующих сделок:
- по приобретению 99,9999999898% голосующих акций АО "Югорская региональная электросетевая компания" (ходатайство от 12 августа 2019 г. N 6/13-117);
- по приобретению 100% минус одна акция от голосующих акций АО "Югорская территориальная энергетическая компания - Ханты-Мансийский район" (ходатайство от 12 августа 2019 г. N 6/13-118);
- по приобретению 51% голосующих акций АО "Югорская территориальная энергетическая компания - Березово" (ходатайство от 12 августа 2019 г. N 6/13-119);
- по приобретению 51% голосующих акций АО "Югорская территориальная энергетическая компания - Белоярский" (ходатайство от 12 августа 2019 г. N 6/13-120);
- по приобретению 51% голосующих акций АО "Югорская территориальная энергетическая компания - Югорск" (ходатайство от 12 августа 2019 г. N 6/13-121);
- по приобретению 51% голосующих акций АО "Югорская территориальная энергетическая компания - Нягань" (ходатайство от 12 августа 2019 г. N 6/13-122);
- по приобретению 51 % голосующих акций АО "Югорская территориальная энергетическая компания - Совэнерго" (ходатайство от 12 августа 2019 г. N 6/13-123);
- по приобретению 99,98% голосующих акций АО "Югорская территориальная энергетическая компания - Когалым" (ходатайство от 12 августа 2019 г. N 6/13-124);
- по приобретению 51% голосующих акций АО "Югорская территориальная энергетическая компания - Конда" (ходатайство от 12 августа 2019 г. N 6/13-125).
При рассмотрении указанных ходатайств ФАС России установлено, что общество осуществляет деятельность по передаче электрической энергии в границах первой ценовой зоны оптового рынка и мощности и входит в группу лиц ПАО "Россети".
В группу лиц ПАО "Россети" также входят компании ОАО "Псковэнергосбыт", ОАО "Екатеринбургэнергосбыт", ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "Калмэнергосбыт", ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго", ОАО "Каббалкэнерго" и ОАО "Севкавказэнерго", осуществляющие деятельность по купле-продаже электрической энергии в границах первой ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и мощности.
В границах второй ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и мощности деятельность по купле-продаже электрической энергии осуществляет АО "Тываэнергосбыт" (100% дочернее общество ПАО "Россети", являющееся региональной сбытовой компанией).
Таким образом, ФАС России было установлено, что в состав группы лиц ПАО "Россети" входят юридические лица, осуществляющие как деятельность по передаче электрической энергии, так и деятельность по купле-продаже электрической энергии, что свидетельствует о несоблюдении группой лиц ПАО "Россети" установленного статьей 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 36-ФЗ) запрета.
По результатам рассмотрения вышеуказанных ходатайств ФАС России были приняты решения от 08 октября 2019 г. N ВК/87618/19, N ВК/87632/19, N ВК/87629/19, N ВК/87641/19, N ВК/87622/19, N ВК/87638/19, N ВК/87659/19, N ВК/87649/19, N ВК/87667/19 об удовлетворении представленных ходатайств с выдачей предписаний от 08 октября 2019 г. N ВК/87619/19, N ВК/87634/19, N ВК/87630/19, N ВК/87644/19, N ВК/87624/19, N ВК/87640/19, N ВК/87664/19, N ВК/87654/19, ВК/87669/19.
В соответствии с указанными предписаниями АО "Россети Тюмень" (ранее - АО "Тюменьэнерго") или иным лицам, входящими в группу лиц ПАО "Россети", необходимо совершить следующие действия:
уведомить ФАС России о совершении вышеуказанных сделках в срок не более 10 дней после получения соответствующих прав (пункты 1 предписаний);
в течение одного года с момента совершения таких сделок совершить действия, направленные на соблюдение требований статьи 6 Федерального закона N 36-ФЗ по недопущению совмещения деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии (пункты 2 предписаний);
в целях исполнения Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в течении шести месяцев в момента совершения сделок утвердить систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (пункты 3 предписаний);
при формировании тарифной заявки на получение тарифа на услуги по передаче электрической энергии (после совершения сделок) руководствоваться положениями пунктом 27 и 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (пункты 4 предписаний).
Считая свои права нарушенными, АО "Россети Тюмень" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании недействительными пунктов 2 предписаний от 08 октября 2019 г. N ВК/87619/19, N ВК/87634/19, N ВК/87630/19, N ВК/87644/19, N ВК/87624/19, N ВК/87640/19, N ВК/87664/19, N ВК/87654/19, ВК/87669/19.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Россети Тюмень" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку антимонопольным органом не установлены и не доказаны обстоятельства того, что последствия существующего нарушения статьи 6 Федеральный закон N 36-ФЗ для конкуренции станут более значительными или более негативными в случае совершения АО "Россети Тюмень" сделок. Указано также на неисполнимость оспариваемых предписаний обществом, так как в качестве лица, обязанного совершить предписанные действия, должно быть указано не АО "Россети Тюмень", а ПАО "Россети", которое является собственником акций сбытовых компаний. Обществом также указано на то, что ПАО "Россети" подлежало привлечению судом к участию в деле.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представитель АО "Россети Тюмень" принял участие в онлайн-заседании, поддержал доводы кассационной жалобы.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России против ее удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение N 331).
В соответствии с пунктом 5.3.3.2 Положения N 331 ФАС России осуществляет согласование сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций, с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством.
Пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, указанных в статьях 27 - 29 настоящего Федерального закона, и об одновременной выдаче заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц, и (или) хозяйствующему субъекту, акции (доли), имущество, активы которого или права в отношении которого приобретаются, и (или) создаваемому лицу предписания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления указанными лицами заявленных в ходатайстве сделки, иного действия.
Статьей 6 Закона N 36-ФЗ установлен запрет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что предписания в оспариваемой части соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку по результатам принятия решения об удовлетворении ходатайств о даче предварительного согласия на осуществление сделки антимонопольный орган уполномочен выдавать предписание.
Отклоняя доводы общества о том, что в качестве лица, обязанного совершить предписанные действия, должно быть указано не АО "Россети Тюмень", а ПАО "Россети", которое является собственником акций сбытовых компаний, судами указано на то, что положениями пункта 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность выдачи предписания заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц.
Согласно оспариваемым предписаниям, указанные в них действия необходимо совершить АО "Россети Тюмень" или иным лицам, входящим в группу лиц ПАО "Россети".
Относительно доводов общества о неисполнимости предписаний, судами указано на то, что в случае приобретения АО "Россети Тюмень" голосующих акций указанных в ходатайствах юридических лиц, последние также войдут в состав группы лиц ПАО "Россети" и в последующем будут рассматриваться как единый хозяйствующий субъект, применительно к которому распространяет свое действие установленный статьей 6 Федерального закона N 36 запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и деятельности по купле-продаже электрической энергии.
Выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявителем приведены доводы о рассмотрении дела и принятии оспариваемых судебных актов о правах и обязанностях лица, не привлеченного судом к участию в деле, ПАО "Россети", которое является собственником акций сбытовых компаний.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Предусмотренный в указанном Кодексе институт третьих лиц призван обеспечить судебную защиту всех заинтересованных в исходе спора лиц и не допустить принятия судебных актов о правах и обязанностях этих лиц без их участия.
Судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права или обязанности этого лица по рассматриваемым судом правоотношениям.
Каких-либо выводов в отношении прав и обязанностей ПАО "Россети" в судебных актах не содержится.
Кроме того, в суде первой инстанции ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО "Россети" заявителем не заявлялось.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судами обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2020 г. по делу N А40-340871/19-21-1829 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Россети Тюмень" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 6 Закона N 36-ФЗ установлен запрет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что предписания в оспариваемой части соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку по результатам принятия решения об удовлетворении ходатайств о даче предварительного согласия на осуществление сделки антимонопольный орган уполномочен выдавать предписание.
Отклоняя доводы общества о том, что в качестве лица, обязанного совершить предписанные действия, должно быть указано не АО "Россети Тюмень", а ПАО "Россети", которое является собственником акций сбытовых компаний, судами указано на то, что положениями пункта 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность выдачи предписания заявителю, и (или) лицам, входящим в его группу лиц."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2020 г. N Ф05-15066/20 по делу N А40-340871/2019