г. Москва |
|
9 ноября 2020 г. |
Дело N А40-2453/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 09.11.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Лазаревой И.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дмитриева Е.А. по дов. от 12.05.2020,
от заинтересованного лица: Мацота Н.Э. по дов. от 30.12.2019,
рассмотрев в судебном заседании 05.11.2020 кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-2453/2020 по заявлению Департамента городского имущества города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решений от 07.10.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-5903, от 08.10.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-5901, от 07.10.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-5936 об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление), изложенного в письмах от 07.10.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-5903, 08.10.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-5901, 07.10.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-5936 об отказе в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:00:0000000:15943, 77:02:0003004:1082, 77:02:0003006:1008; обязании снять с государственного кадастрового учета указанные объекты.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2020 заявление удовлетворено.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2020 апелляционная жалоба Управления возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятого по делу решения суда проверена судом кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления. Заявитель просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения. Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлениями N 77-0-1-71/3148/2019-5903, 77-0-1-71/3148/2019-5901, 77-0-1-71/3148/2019-5936 о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, с кадастровыми номерами 77:00:0000000:15943, 77:02:0003004:1082, 77:02:0003006:1008, расположенных по адресам: г. Москва, пр. Путевой, д. 9г, стр. 1, г. Москва, ул. Инженерная, вл. За, г. Москва, пр. Путевой, д. 9 г, стр. 2.
Письмами от 07.10.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-5903, от 07.10.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-5936, от 08.10.2019 N 77-0-1-71/3148/2019-5901 Управлением отказано в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основании статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с наличием причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета.
Отказ Управления мотивирован отсутствием в составе приложения к акту обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
Считая указанные решения незаконными, Департамент обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования на основании статей 14, 21, 29 Закона N 218-ФЗ, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта представления Департаментом документов, необходимых для осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, поскольку установил следующее.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Требованиями к подготовке акта обследования (Приказ от 20.11.2015 N 861) установлено, что акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
При этом абзац 2 пункта 3 Требований прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования (в указанном случае кадастровый инженер указывает причину в заключении).
Позиция ЦА Росреестра по данному вопросу выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину в заключении.
Таким образом, как указал суд, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования. При этом при подготовке акта обследования могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства (глава 6.4) устанавливают не разрешительный, а уведомительный порядок сноса таких объектов. Данный порядок не содержит норм, предполагающих возможность запрета сноса объектов.
Между тем, судом установлено, что акты обследования территорий от 24.12.2018, подтверждающие отсутствие объектов недвижимости (зданий, строений) на земельных участках, были приложены к заявлениям и поданы в Управление Росреестра по Москве.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также и требований к его подготовке" акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения к акту.
Таким образом, как правильно отметил суд, документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости должны быть включены кадастровым инженером в состав приложения к акту обследования.
Сведения ЕГРН о кадастровом учете и зарегистрированных правах в отношении несуществующего объекта являются недостоверными, что противоречит пункту 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, а также пункту 1 статьи 8.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В связи с чем суд пришел к правомерному выводу о том, что данные сведения подлежат актуализации на основании акта обследования кадастрового инженера вне зависимости от наличия документов о сносе объекта.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене принятого по делу судебного акта. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, оцененным судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, на которых основаны выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-2453/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
И.В. Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Позиция ЦА Росреестра по данному вопросу выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину в заключении.
Таким образом, как указал суд, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования. При этом при подготовке акта обследования могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства (глава 6.4) устанавливают не разрешительный, а уведомительный порядок сноса таких объектов. Данный порядок не содержит норм, предполагающих возможность запрета сноса объектов.
...
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также и требований к его подготовке" акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости. Указанные документы включаются в состав приложения к акту.
...
Сведения ЕГРН о кадастровом учете и зарегистрированных правах в отношении несуществующего объекта являются недостоверными, что противоречит пункту 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, а также пункту 1 статьи 8.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2020 г. N Ф05-18482/20 по делу N А40-2453/2020