город Москва |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А40-137721/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Кольцовой Н.Н., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от истца: общества с ограниченной ответственностью "Гармала" - неявка, извещено,
от ответчика: Департамента городского имущества города Москвы - Геворков И.С. по дов. от 23.07.2020,
от третьего лица: Правительства Москвы - Геворков И.С. по дов. от 19.08.2020,
рассмотрев 03 ноября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 11 ноября 2019 года
Арбитражного суда города Москвы
и постановление от 27 февраля 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гармала"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды,
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Гармала" (далее - истец, ООО "Гармала") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) с иском, с учетом принятых судом уточнений заявленных требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды N 03-00831/05 от 21.12.2005 в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год на 2017-2019 годы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2020 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент и Правительства Москвы обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов ответчик и третье лицо указывают, что поскольку истец арендует помещение площадью более 300 кв. м, имущественная поддержка в виде льготной ставки арендной платы может быть представлена истцу только в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.1012 N 800-ПП. Судами не учтено, что уведомлением от 19.12.2016 N 33-6-97990/16-1(0)-1 Департамент сообщил обществу, что с 01.07.2017 по договору аренды от 21.12.2005 N 03-00831/05 установлена рыночная ставка арендной платы с учетом с учетом коэффициента-дефлятора в размере 15 294, 04 руб. за 1 кв. м в год, уведомление направлено в адрес истца 21.12.2016, а 27.12.2016 возвращено отравителю с отметкой органа почтовой связи "истек срок хранения", уведомление считается доставленным (пункт 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), и у Департамента отсутствовали правовые основании для начисления истцу арендной платы за период с 01.01.2017 в ином размере, чем были установлены в данном уведомлении. Судами не учтено, что решения Межведомственной комиссии о предоставлении истцу имущественной поддержки на 2017-2018 год не принимались, поскольку истец обратился в Межведомственную комиссию лишь 14.05.2018, в связи с чем правовых оснований для признания за истцом права на льготную ставку арендной платы на 2017 год у судов не имелось. Установленное вступившим в законную силу судебным актом право истца на льготную ставку арендной платы на предыдущий период не отменяет необходимость ежегодного подтверждения права на применение льготной ставки арендной платы в порядке, установленном пунктом 2.1 Постановления Правительства Москвы от 28.12.2012 N 800-ПП. В ответ на обращение истца 29.11.2018 в Межведомственную комиссию с заявлением о представлении льготной ставки арендной платы на 2019 год, Департамент сообщил об отсутствии оснований рассмотрения заявления комиссией в связи с наличием у арендатора задолженности по арендной плате, данный отказ, а также действия (бездействие) Департамента и комиссии в установленные законом порядки и сроки истцом не оспорены.
Явившийся в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика и третьего лица поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Истец, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика и третьего лица, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу, что принятые по делу решение и постановление подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения от 21.12.2005 N 03-00831/05, по условиям которого арендодатель обязался передать, находящееся в собственности города Москвы, в аренду для использования в торговых целях нежилое помещение общей площадью 348,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 12, а арендатор принять объект аренды и оплачивать арендную плату на условиях установленных договором.
Истец является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 27.05.2019 N ЮЭ9965-19-5931586 (дата внесения сведений в реестр 01.08.2016).
Письмом от 14.05.2018 исх. N 109, полученным ответчиком согласно штампу на письме от 14.05.2018, истец обратился с заявлением о применении льготной ставки арендной платы на 2017 и 2018 годы на основании пункта 1.2 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в связи с осуществлением обществом медицинской деятельности. Истец также 29.11.2018 обратился с заявлением о предоставлении льготной ставки арендной платы на 2019 год.
Письмом от 27.12.2018 исх. N ДГИ-225232/18-(0)-1, ответчик сообщил об отсутствии оснований для рассмотрения заявления комиссией в связи с наличием задолженности истца по арендной плате.
Указанные обстоятельства послужили причиной для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы", постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства", исходили из того, что истец обращался в Межведомственную комиссию о предоставлении льготной ставки арендной платы, однако протокол заседания Комиссии ни по одному обращению истца в материалы дела не представлен, при этом учитывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2018 по делу N А40-94953/17 за истцом признано право на льготную ставку по указанному договору аренды на период с 01.01.2014 по 09.02.2015 и с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2018 по делу N А40-213598/17 Департаменту отказано в удовлетворении требований о взыскании задолженности по апрель 2017 года включительно, расторжении договора и выселении общества из занимаемого помещения; признание за обществом права на применение ставки арендной платы за 1 кв.м в год в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Отклоняя довод ответчика об отсутствии оснований рассмотрения документов, предоставленных истцом Комиссии, апелляционный суд указал, что внесение арендной платы производилось в установленном размере, с учетом ранее установленной льготной ставки и ставки в размере 12 639,7 руб. за 1 кв.м. в год, и соответствующие документы представлялись истцом для рассмотрения комиссией, основания предоставления имущественной поддержки определены в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП.
Кассационная коллегия не может согласиться с выводами судов обеих инстанций ввиду следующего.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (в ред. от 01.07.2014) имущественная поддержка (льгота) в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год предоставляется субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. С 01.07.2014 прекращено предоставление вышеуказанной льготы субъектам малого предпринимательства в отношении арендуемых объектов нежилого фонда площадью свыше 300 кв.м.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 1.1 названного Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800 с 01.01.2017 по 31.12.2017 устанавливается ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Положения подпункта 1 пункта 1 и пункта 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, согласно которым не требуется как обращения в Межведомственную комиссию для получения права на установление льготной ставки арендной платы, так и внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку льготная ставка в размере 4500 руб. за 1 кв. м в год на 2017-2019 год действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта, распространяются на субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Вместе с тем, судами установлено, что истец по вышеупомянутому договору арендует нежилое помещение общей площадью 348,3 кв.м.
Субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью свыше 300 кв. м, как следует из пункта 2.1 названного Постановления, ставка арендной платы устанавливается при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы.
В силу пункта 5.1 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент или Комиссию обращение с приложением необходимых документов.
Разделом II Положения о Комиссии установлены условия для принятия решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства:
- субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства;
- субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами;
- объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению;
- у арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты;
- арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду;
- представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2018 по делу N А40-94953/17 за истцом признано право на льготную ставку по договору аренды от 21.12.2005 N 03-00831/05 в период с 01.01.2014 по 09.02.2015 и с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год.
Судами не дана оценка доводам ответчика о том, что уведомлением от 19.12.2016 N 33-6-97990/16-1(0)-1 Департамент сообщил истцу, что с 01.07.2017 по договору аренды от 21.12.2005 N 03-00831/05 установлена рыночная ставка арендной платы с учетом с учетом коэффициента-дефлятора в размере 15 294,04 руб. за 1 кв. м в год, уведомление направлено в адрес истца и возвращено отравителю с отметкой органа почтовой связи "истек срок хранения", также судами не устанавливалось, предусмотрено ли заключенным сторонами договором аренды условие о том, что все изменения в договор оформляются сторонами в письменном виде путем составления дополнительных соглашений, в том числе при принятии Правительством Москвы нормативного акта об изменении порядка начисления арендной платы, согласована ли в связи с этим сторонами рыночная ставка арендной платы за 1 кв. м в год, требуется ли внесение изменений в договор в части применение коэффициента-дефлятора к арендной плате, было ли оспорено в установленном законом порядке уведомление Департамента об изменении ставки арендной платы, обращалось ли общество непосредственно в Межведомственную комиссию в порядке и в сроки, установленные вышеприведенными нормативными актами Правительства Москвы, с заявлением о предоставлении имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на указанный в исковом заявлении период, были ли оспорены обществом в судебном порядке соответствующие отказы в представлении льготы в случае наличия таковых.
Обращение непосредственно в суд с иском о признании права на применение льготной ставки арендной платы, минуя порядок, установленный пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, при отсутствии последующего обжалования решений, действий (бездействия) уполномоченных органов может свидетельствовать об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку суд не может подменять орган исполнительной власти и не может самостоятельно устанавливать вышеуказанную льготу.
В рассматриваемом случае суд правомочен лишь проверить правомерность и обоснованность действий и актов органов исполнительной власти, связанных с отказом в предоставлении арендатору установленной соответствующим нормативным актом льготы по размеру ставки арендной платы и, в случае выявления нарушений, обязать соответствующий государственный орган их устранить, путем совершения необходимых действий и издания соответствующих актов.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что без проверки соблюдения истцом установленного порядка получения соответствующей нормативно установленной льготы, а также без проверки законности и обоснованности действий и актов органов исполнительной власти, связанных с отказом в предоставлении такой льготы, выводы судов о том, что истец имеет право на льготную ставку арендной платы в период с 01.01.2017 по 31.12.2019, являются преждевременными, в связи с чем их нельзя признать обоснованными.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в том числе, в каком размере на льготную ставку арендной платы вправе претендовать истец и, каков порядок предоставления соответствующей льготы; было ли согласовано сторонами изменение ставки арендной платы за период с 01.01.2017, было ли оспорено истцом уведомление Департамента о применении рыночной ставки арендной платы с применением коэффициента-дефлятора за период с 01.01.2017, правомерно ли начисление ответчиком арендной платы, исходя из вышеуказанной ставки арендной платы с применением коэффициента-дефлятора, и, соответственно, наличие/отсутствие у истца задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017; обращалось ли общество непосредственно в Межведомственную комиссию в порядке в сроки, установленные вышеприведенными нормативными актами Правительства Москвы, с заявлением о предоставлении имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на период 2017-2019 годов, были ли оспорены обществом соответствующие отказы в представлении упомянутой льготы; наличие/отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовать и оценить по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость и достоверность всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результат оценки доказательств отразить в судебном акте, указав мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2020 года по делу N А40-137721/19 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Кобылянский |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разделом II Положения о Комиссии установлены условия для принятия решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства:
- субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства;
- субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами;
...
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2018 по делу N А40-94953/17 за истцом признано право на льготную ставку по договору аренды от 21.12.2005 N 03-00831/05 в период с 01.01.2014 по 09.02.2015 и с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год.
...
Обращение непосредственно в суд с иском о признании права на применение льготной ставки арендной платы, минуя порядок, установленный пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, при отсутствии последующего обжалования решений, действий (бездействия) уполномоченных органов может свидетельствовать об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, поскольку суд не может подменять орган исполнительной власти и не может самостоятельно устанавливать вышеуказанную льготу."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2020 г. N Ф05-7518/20 по делу N А40-137721/2019