г. Москва |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А40-83748/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Крекотнева С.Н., Голобородько В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Корчагин А.В. по доверенности от 01.04.2019
от ответчика: Кашина Л.А. по доверенности от 28.11.2019
от третьего лица: Кашина Л.А. по доверенности от 27.08.2020
рассмотрев 03 ноября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Шефлера"
на постановление от 21.02.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску ООО "Шефлера"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании права на применение льготной ставки,
третье лицо: Правительство Москвы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Шефлера" (далее - ООО "Шефлера", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании права истца на применение льготной арендной ставки по договору аренды N от 24.10.2005 N 003-00706/05 в размере 4 500 руб. за 1 кв. м в год на период с 01.01.2018 по 27.05.2019.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2019, иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020, решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2019 отменено, в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец ссылается на то, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что арендатор вправе претендовать на применение льготной ставки арендной платы (пункт 1 (1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП) в размере 3 500 руб. посредством обращения в Межведомственную комиссию не имеет правового значения для рассматриваемого дела, так как истцом заявлено требование о признании права на применение ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год (пункт 1.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП), а не о применении ставки в размере 3 500 руб. (пункт 1 (1) указанного постановления Москвы. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что судебное признание права на применение минимальной ставки арендной платы (4 500 руб.) является ненадлежащим способом защиты нарушенного права, противоречит нормам материального права - статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истец указывает на то, что уведомление Департамента об установлении на 2018 год иной ставки арендной платы по арендуемому помещению адрес ООО "Шефлера" не поступало, и наличие такого уведомления Департаментом не ссылалось.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Шефлера" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Департамента и Правительства Москвы возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Выслушав представителей сторон и третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в принятом по делу судебном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Московского округа приходит к выводу постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе в связи со следующим.
Как установлено судом при рассмотрении спора по существу, 24.10.2005 между Департаментом имущества города Москвы (правопреемником является Департамент городского имущества города Москвы, арендодатель) и ООО "Шефлера" (арендатор) заключен договор аренды нежилого объекта (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, N 03-00706/05, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, общей площадью 157,3 кв. м, расположенное по адресу г. Москва, ул. Яблочкова, д. 41.
Дополнительным соглашением от 03.06.2015 в договор аренды от 24.10.2005 N 03-00706/05 внесены изменения, срок действия договора аренды продлен до 02.06.2025, с 03.06.2015 установлена ставка арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды объектом нежилого фонда за 1 кв. м в год 16882 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что арендатор имеет право предоставления имущественной поддержки в виде установления арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв. м площади в год на период с 01.01.2018 по 27.05.2019.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на применение минимальной ставки арендной платы исходя из размера 4 500 руб. в год за 1 кв. м за период с 01.01.2018 по 27.05.2019.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Уведомлением от 15.02.2018 г. N 33-6-35185/18-(0)-0 Департамент городского имущества города Москвы уведомил ООО "Шефлера" о том, что по договору аренды от 24.10.2005 N 03-00706/05 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП и от 25.12.2012 N 809-ПП за арендуемые помещения общей площадью 156,2 кв.м. по адресу: г.Москва ул. Яблочкова, д. 41 с 01.01.2017 действует ставка арендной платы за 1 кв.м. в год без НДС в размере 4500 руб. Таким образом, нормативным правовым актом Правительства Москвы с 1 января 2017 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, являющиеся в имущественной казне города Москвы, была установлена ставка арендной платы в размере 4500 руб. за 1 кв.м. в год, действующая по настоящее время. В связи с тем, что ООО "Шефлера" арендует у Департамента по договору аренды заключенному (без проведения торгов) нежилое помещение площадью 157,3 кв.м, и является субъектом малого предпринимательства, то ставка арендной платы в период с 01.01.2018 по 27.05.2019 должна составлять 4 500 руб. за кв.м./год. Установленный порядок в редакции от 02.12.2016 N812-ПП не требует соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения межведомственной комиссии.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, отказывая в удовлетворении настоящего иска, руководствуясь положениями части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пунктов 1, 1(1), 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, 5.1 положения о Комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", учитывая, что установление рыночной ставки при заключении дополнительного соглашения не является императивной нормой и в данном случае иное установлено другим законодательством Российской Федерации: законодательством об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, принимая во внимание, что определенная пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП минимальная ставка арендной платы (4500 руб. в 2017-2019 годах) для субъектов, арендующих помещение площадью до 300 кв. м, может быть установлена только при заключении дополнительного соглашения к ранее заключенному без проведения торгов договору аренды, что в полной мере соответствует положению части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, исходя из того, что судебное признание права на применение минимальной ставки арендной платы (4500 руб.) при наличии действующего дополнительного соглашения об установлении рыночной ставки арендной платы является ненадлежащим способом защиты нарушенного права, посчитав, что при наличии подписанного и не оспоренного дополнительного соглашения об установлении рыночной ставки, арендатор в настоящее время может отстаивать только право на применение льготной ставки в размере 3 500 руб. (пункт 1(1) постановления), а не минимальной в размере 4 500 руб. (пункт 1.1 постановления), решение о чем принял суд первой инстанции в настоящем споре, пришел к выводу об отказе в иске, отменив при этом решение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции также исходил из того, что если же при заключении дополнительного соглашения арендатор не урегулировал, в том числе в судебном порядке, вопрос о применении минимальной ставки арендной платы в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, и арендная плата установлена на основании отчета независимого оценщика (рыночная ставка), он вправе претендовать на применение льготной ставки арендной платы (пункт 1(1) постановления в размере 3500 руб.) в порядке, описанном выше, посредством обращения в Межведомственную комиссию. При этом, после соблюдения такого порядка и наличия отрицательного результата либо отсутствия результата арендатор также не лишается возможности защиты нарушенного права в судебном порядке, в том числе путем обжалования отрицательного решения Межведомственной комиссии либо бездействия органа с обязанием устранить допущенные нарушения прав арендатора на применение льготной ставки арендной платы.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением N 809-ПП утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов: 1. арендующим объекты площадью до 300 кв. м; 2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена.
При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3 500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по 02.12.2016, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв. м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3 500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.
При этом непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду). В пункте 2.4 указанного Постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (далее - Постановление N 812-ПП) с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год:
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 Постановления);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 Постановления);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 Постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 Постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного Постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого Постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного Постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв. м.
Таким образом, само по себе заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В том случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС19-26744, N 305-ЭС19-26856, N 305-ЭС20-1800,
Таким образом, суд первой инстанции, сделав правильный вывод о том, истец является субъектом малого предпринимательства, арендуемые им помещения менее 300 кв. м. и в отношении ООО "Шефлера" может применяться ставка арендной платы в размере 4 500 за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2018 по 27.05.2019, правомерно удовлетворил заявленный иск полностью.
При принятии решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права применены к установленным судом обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения исковых требований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Судебные расходы в размере 3000 руб., связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2020 года по делу N А40-83748/2019 отменить, решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2019 года по делу N А40-83748/2019 оставить в силе.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Шефлера" расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 3 000 рублей.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В том случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 ноября 2020 г. N Ф05-8659/20 по делу N А40-83748/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8659/20
20.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19105/2021
11.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8659/20
21.02.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77576/19
31.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-83748/19