город Москва |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А40-327468/19-121-2390 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Управления Роскомнадзора по ЦФО: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Открытое телевидение": Алферовой М.В. (дов. от 09.01.2020 г.);
рассмотрев 02-09 ноября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Открытое телевидение"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 г.
по делу N А40-327468/19-121-2390
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "Открытое телевидение"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Открытое телевидение" (далее - ООО "Открытое телевидение", общество) имеет лицензию на осуществление телевизионного вещания от 30 декабря 2016 г. серии ТВ N 28453 (приложения N 1 и N 2, являющиеся ее неотъемлемой частью) со сроком действия до 13 ноября 2025 г. (далее - лицензия).
На основании указанной лицензии общество осуществляет вещание телеканала "Открытый мир".
В период с 28 октября 2019 г. по 15 ноября 2019 г. должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ЦФО, административный орган, заявитель) на основании плана деятельности Управления Роскомнадзора по ЦФО в 2019 году, утвержденного приказом руководителя Управления Роскомнадзора по ЦФО от 20 ноября 2018 г. N 255, проведено плановое систематическое наблюдение телеканала "Открытый мир" в отношении ООО "Открытое телевидение".
В ходе проведения наблюдения телеканала "Открытый мир" административным органом установлено несоблюдение обществом требований о вещании указанного в лицензии радиоканала; несоблюдение требования об общем объеме вещания, о соотношении вещания продукции СМИ к общему объему вещания в неделю; несоблюдение программной направленности телеканала; несоблюдение условий лицензии о периодичности и времени вещания.
Управлением Роскомнадзора по ЦФО по каждому выявленному нарушению установлено следующее.
Так, по несоблюдению обществом требований о вещании указанного в лицензии радиоканала, административным органом указано на то, что в ходе анализа записи эфира за период с 28 октября 2019 г. по 03 ноября 2019 г. установлено, что ООО "Открытое телевидение" осуществляет вещание не только телеканала "Открытый Мир" (регистрация от 31 января 2017 г. ЭЛ N ФС 77 - 68541), но и вещает каналы, не заявленные в лицензии, а именно: "Vitrina TV" (регистрации от 04 мая 2016 г. ЭЛ N ФС 77-65630) и "shop&show" (регистрация от 23 октября 2014 г. ЭЛ N ФС 77-59671).
По несоблюдению обществом требований об общем объеме вещания, о соотношении вещания продукции средства массовой информации (далее - СМИ) к общему объему вещания в неделю, административным органом указано на то, что согласно приложению N 1 к лицензии общий объем вещания в неделю должен составлять 168 часов в неделю, а соотношение вещания продукции телеканала "Открытый Мир" к общему объему вещания - 168 часов в неделю.
В ходе анализа записи эфира за период с 28 октября 2019 г. по 03 ноября 2019 г. установлено, что ООО "Открытое телевидение" осуществляет вещание не только телеканала "Открытый Мир" (общий объем вещания - 133:24:28), но и вещает каналы, незаявленные в лицензии, а именно: "Vitrina TV" (общий объем вещания - 06:35:32); "shop&show" (общий объем вещания - 28:00:00).
По несоблюдению программной направленности телеканала указано на то, что согласно приложению N 1 к лицензии установлено, что телеканал "Открытый мир" должен вещать только продукцию 12 направлений вещаний, в том числе информационного, информационно-аналитического, политического, публицистического, музыкального направлений, однако указанные вещания обществом не осуществляются (административным органом при анализе эфира за период с 28 октября 2019 г. по 03 ноября 2019 г. такое вещание не установлено).
Относительно несоблюдения обществом условий лицензии о периодичности и времени вещания установлено, что согласно приложению N 2 к лицензии объем вещания телеканала "Открытый Мир" - 168 часов в неделю; время вещания: ежедневно, круглосуточно.
В ходе анализа записи эфира за период 28 октября 2019 г. по 03 ноября 2019 г. установлено, что ООО "Открытое телевидение" осуществляет вещание не только телеканала "Открытый Мир" (общий объем вещания - 133:24:28), но и вещает каналы, не заявленные в лицензии, а именно: "Vitrina TV" (общий объем вещания - 06:35:32); "shop&show" (общий объем вещания - 28:00:00), что не соответствует требованиям лицензии.
Результаты систематического наблюдения зафиксированы в акте от 15 ноября 2019 г. N А-77/17/388 (далее - акт).
02 декабря 2019 г. Управлением Роскомнадзора по ЦФО в отношении ООО "Открытое телевидение" составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Роскомнадзора по ЦФО в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Открытое телевидение" к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 г., заявленные требования удовлетворены. ООО "Открытое телевидение" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В кассационной жалобе ООО "Открытое телевидение" просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку общество не осуществляло вещание телеканалов "Vitrina TV" и "shop&show", а размещало в период с 28 октября 2019 г. по 03 ноября 2019 г. рекламные материалы (телемагазины), что подтверждается рекламными договорами от 01 ноября 2017 г. N 01/11/2017-139 и от 19 сентября 2019 г. N 19/09/19-35-ЗиС, свидетельством о регистрации СМИ от 31 января 2017 г. ЭЛ N ФС77-68541), а вещание осуществлялось в объеме в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), так как телеканал "Открытый мир" является рекламным СМИ и общий объем рекламы на телеканале должен составлять восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток. Приведены доводы о пропуске судом первой инстанции срока давности привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения. Указано также на нарушение административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении в части указания времени и даты совершения правонарушения, что привело к неправильному исчислению сроков привлечения общества к административной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 02 ноября 2020 г. был объявлен перерыв до 09 ноября 2020 г.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 09 ноября 2020 г. по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи в составе суда, рассматривавшего кассационную жалобу, судья Григорьева И.Ю. заменена на судью Латыпову Р.Р.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Открытое телевидение" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления Роскомнадзора по ЦФО в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В перечень лицензионных условий, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи включаются условия о трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов без заключения договоров и взимания платы с вещателей таких каналов, а также без взимания платы с абонентов за право просмотра и (или) прослушивания таких телеканалов и (или) радиоканалов в соответствии с пунктом 4 статьи 46 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статьей 31 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации) установлено, что телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. N 1025 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания" утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, которым установлен порядок лицензирования такого вида деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание, осуществляемого юридическими лицами на территории Российской Федерации (далее - Положение N 1025).
В силу подпункта "а" пункта 4 Положения N 1025 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются: соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии: вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала; вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии; соблюдение объемов вещания; соблюдение даты начала вещания; вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала; вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания; вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания; соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания; соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания;
Действия, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Открытое телевидение" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку обществом допущены нарушения требований статьи 31 Закона о средствах массовой информации, подпункта "а" пункта 4 Положения N 1025 и приложений N 1 и N 2 к лицензии, а именно: осуществление вещания телеканалов, не заявленных в лицензии; несоблюдение требований об общем объеме вещания, о соотношении вещания продукции СМИ к общему объему вещания в неделю, программной направленности телеканала и о периодичности и времени вещания.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Размер штрафа определен с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек.
При этом суд кассационной инстанции учитывает, что сроки систематического наблюдения определены с 18 октября 2019 г. по 15 ноября 2019 г. По итогам систематического наблюдения был составлен акт систематического наблюдения от 15 ноября 2019 г., в котором отражены выявленные нарушения.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Принимая во внимание, что решение суда первой инстанции принято 06 февраля 2020 г., суд кассационной инстанции полагает, что трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
В этой связи подлежит отклонению и довод общества о нарушении административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении в части указания времени и даты совершения правонарушения.
Относительно довода ООО "Открытое телевидение", изложенного в кассационной жалобе, о том, что в период с 28 октября 2019 г. по 03 ноября 2019 г. оно не осуществляло вещание телеканалов "Vitrina TV" и "shop&show", а размещало рекламные материалы (телемагазины) указанных телеканалов, что подтверждается рекламными договорами от 01 ноября 2017 г. N 01/11/2017-139, от 19 сентября 2019 г. N 19/09/19-35-ЗиС, суд кассационной инстанции отмечает, что заключение указанных договоров не свидетельствует об отсутствии вины общества в нарушении лицензионных требований.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положение обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 г. по делу N А40-327468/19-121-2390 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Открытое телевидение" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Открытое телевидение" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку обществом допущены нарушения требований статьи 31 Закона о средствах массовой информации, подпункта "а" пункта 4 Положения N 1025 и приложений N 1 и N 2 к лицензии, а именно: осуществление вещания телеканалов, не заявленных в лицензии; несоблюдение требований об общем объеме вещания, о соотношении вещания продукции СМИ к общему объему вещания в неделю, программной направленности телеканала и о периодичности и времени вещания.
...
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
...
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения судом первой инстанции не истек.
...
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 ноября 2020 г. N Ф05-17348/20 по делу N А40-327468/2019