• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф05-18750/20 по делу N А40-261781/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генпроектировщик) был заключен государственный контракт от 25.08.2016 N ДС-Т-12/15-212 на выполнение проектных работ (шифр объекта Т-12/15-212), согласно которому генпроектировщик осуществляет выполнение обследований, обмерных работ, разработку технической документации (проектной документации) для определения видов работ по восстановлению эксплуатационных характеристик объекта (капитальный ремонт или реконструкция) объекта в соответствии с условиями контракта. Цена контракта составляет 8.608.941,00 руб. (пункт 4.1). Разделом 3 контракта были установлены сроки выполнения работ: выполнение обследований, обмерных работ - 01.10.2016, при этом поскольку последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.10.2016; разработка технической (проектной) документации - 01.12.2016. Дата подписания итогового акта приемки выполненных работ -15.12.2016. Однако, истец указал, что в указанные сроки генпроектировщиком работы не были выполнены и не были сданы, в связи с чем истец на основании пункта 10.3 контракта начислил неустойку в сумме 1.036.086,06 руб. Истец направил в адрес ответчика претензию исх. от 18.10.2017 г. N 212/6/2911 с требованием об уплаты неустойки, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 330, 401, 405, 406, 431, 759 ГК РФ, правомерно исходил из следующего.

Так, в соответствии с п. 2.5 контракта, истец передал часть своих функций, определенных разделом 7 контракта, Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (заказчик). При этом ответственность за действия и (или) бездействие заказчика при осуществлении им функций государственного заказчика несет государственный заказчик. Согласно п. 1.1.18 контракта, под исходными данными понимаются документы, необходимые генпроектировщику для получения согласований по разработанной документации. Начало выполнения работ - 25.08.2016 (п. 3.1, п. 11.1 контракта). Более того, 28.03.2011 Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации был утвержден "Регламент подготовки и реализации организациями Министерства обороны Российской Федерации инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения". Согласно п. 15 Регламента, "орган военного управления организует работу по разработке и сбору исходных данных, необходимых для разработки проектной документации". Согласованные исходные данные представляются государственному заказчику, после чего государственный заказчик заключает государственный контракт. В соответствии с п. 17 Регламента, в состав таких исходных данных входят: кадастровый план земельного участка; свидетельство о праве собственности на земельный участок; технические условия на присоединение объекта строительства к инженерным сетям. Указанные положения Регламента полностью согласуются с императивными нормами ст. 759 ГК РФ и ст. 48 ГрК РФ, согласно которым исходные данные предоставляются заказчиком.

Таким образом, условия контракта не могут изменять императивные нормы ст. 759 ГК РФ и ст. 48 ГрК РФ, при этом переложение выполнения контрактных обязательств с заказчика на исполнителя недопустимо. Кроме того, в п. 8.2.3 контракта указано о недостающей документации с учетом добросовестного выполнения заказчиком своих обязательств по предоставлению исходных данных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а поэтому к моменту заключения контракта истец должен был предоставить ответчику исходные данные и технические условия, однако, свою обязанность не исполнил. Более того, в контракте отсутствует информация о земельном участке, выделенном для производства работ. Из п. 1.9 раздела 16 контракта, посвященного характеристикам земельного участка, предназначенного для выполнения работ, следует, что земельный участок находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и, следовательно, на момент заключения контракта (начала производства работ) сведения о земельном участке, выделенном для производства работ, отсутствовали. При этом генпроектипровщик неоднократно обращался в адрес заказчика и пользователя предоставить генпроектировщику правоустанавливающие документы на объект (письма от 24.11.2016 N 18101, от 11.12.2018 N исх-23819, от 17.01.2019 N исх-533). Однако по состоянию на 17.01.2019 правоустанавливающие документы заказчиком генпроектировщику предъявлены не были, и, следовательно, у генпроектировщика отсутствовала возможность завершить работы в установленный контрактом срок. Так, согласно сведениям ЕГРН, на объект и на участок отсутствуют зарегистрированные права (письмо заказчика от 25.12.2018 NФКП714/18988). Кроме того, истец утвердил задание на разработку проектной документации за пределами срока выполнения проектно-изыскательских работ. В силу п. 1 ст. 759 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения работ по проектированию. Аналогичная норма была отражена в п. 7.1.8 контракта, в соответствии с которым заказчик передает генпроектировщику исходные данные и документы, необходимые для выполнения им принятых по контракту обязательств, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании документации, устранение которых согласно контракту находится в компетенции заказчика. Под исходными данными понимаются, в том числе, и правоустанавливающие документы на земельный участок и другие документы согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации. При этом своевременное выполнение работ фактически зависит от своевременного предоставления необходимых исходных данных заказчиком. Задание на проектирование было утверждено 17.01.2018 - это спустя 511 дней после заключения контракта и даты начала выполнения работ (п. 3.1. контракта)."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф05-18750/20 по делу N А40-261781/2019