город Москва |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А40-60134/20-2-307 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Крафтмафия": Курашко А.Г. (дов. от 25.03.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО: Раскельдиева М.И. (дов. N 1-82 от 25.12.2019 г.);
рассмотрев 12 ноября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Крафтмафия"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2020 г.
по делу N А40-60134/20-2-307
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крафтмафия"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 05-19/719 от 12 марта 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: на основании задания временно исполняющего обязанности руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, административный орган) на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 07 октября 2019 г., в соответствии с Регламентом действий должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при проведении мероприятий контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 20 мая 2019 г. N ДР-7/12-01, проведен анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, посредством использования Федеральных государственных информационных систем.
По результатам проведенного анализа составлен отчет "О нарушениях сроков фиксации поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в котором зафиксирован факт внесения обществом с ограниченной ответственностью "Крафтмафия" (далее - ООО "Крафтмафия", общество, заявитель) недостоверных сведений в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) по поставке оптовой алкогольной продукции (пиво) индивидуальному предпринимателю Любимову Алексею Николаевичу (далее - ИП Любимов А.Н.) (заявка о фиксации в ЕГПИС информации об отгрузке продукции (далее - заявка) была зафиксирована 12 июня 2019 г. в 15:57:24).
Определением МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 04 июля 2019 г. N 05-19/719-1 в отношении ООО "Крафтмафия" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования административным органом установлено, что согласно сведениям, зафиксированным в ЕГАИС, за период с 01 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г. обществом осуществлена поставка алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 13 июня 2019 г. N 00УТ-000008, статус накладной - принята, дата отгрузки 03 июня 2019 г.
Из представленных первичных бухгалтерских документов, подтверждающих отгрузку продукции по ТТН в адрес ИП Любимова А.Н., следует, что дата накладной, зафиксированной в ЕГАИС - 13 июня 2019 г., соответствует дате, указанной в ТТН на бумажном носителе - 13 июня 2019 г., дата отгрузки в поле "отпуск груза произвел" в ТТН на бумажном носителе - 13 июня 2019 г., дата отгрузки, указанная в ЕГАИС - 03 июня 2019 г., фиксация сведений об отгрузке осуществлена - 12 июня 2019 г.
Таким образом, дата отгрузки в ТТН на бумажном носителе не соответствует дате отгрузки в ЕГАИС, что свидетельствует о нарушении установленного порядка учета алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившегося в нарушении порядка заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС.
На основании полученных данных 27 февраля 2020 г. в отношении ООО "Крафтмафия" был составлен протокол об административном правонарушении N 05-09/719-7, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО от 12 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении N 05-09/719 ООО "Крафтмафия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере в размере 150 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Крафтмафия" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Крафтмафия" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку имелась техническая ошибка при выгрузке в ЕГАИС сведений о поставке по ТТН накладной от 13 июня 2019 г. N 00УТ-000008 в поле "дата отправки" вместо даты - 13 июня 2019 г. ошибочно указана дата 03 июня 2019 г. В целях устранения технической ошибки в указании даты отправки товара (описка в одной цифре) обществом было сообщено письмом от 19 августа 2019 г. с просьбой скорректировать сведения в ЕГАИС согласно первичной документации. Приведены доводы о неприменении судами положений статей 2.9 и 4.1 КоАП РФ о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела.
В отзыве на кассационную жалобу МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Крафтмафия" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены статьей 26 Закона N 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 26 вышеназванного закона предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно пункту 21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Пунктом 24 Правил установлено, что при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 настоящих Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными (далее - заявление), при этом: организация и сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство и (или) оборот (за исключением импорта, кроме импорта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) продукции, или индивидуальный предприниматель вносят уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации; организация, осуществляющая импорт продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в Российскую Федерацию (в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), вносит уточнения в ранее направленную информацию по решению территориального органа о возможности уточнения этой информации, согласованному с уполномоченным таможенным органом.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, или их копии, заверенные организацией.
Заявление подается организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем в территориальный орган непосредственно через своего представителя или почтовым отправлением с описью вложения.
В случае подачи заявления через представителя должностное лицо территориального органа ставит на копии заявления отметку о принятии и дату.
При отправке заявления по почте датой его подачи считается дата отправки почтового отправления.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21 мая 2014 г. N 149 (далее - Приказ N 149).
По правилам пункта 5.1.1 приложения N 5 к Приказу N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
В разделе заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции поля "Номер ЕГАИС", "Статус" и "Дата составления документа" формируются и заполняются автоматически.
Поля "Тип позиции", "Отгрузка на экспорт" или "Отечественная продукция" и "Нефасованная продукция" формируются и заполняются автоматически после заполнения раздела "Признаки сведений об отгрузке".
В полях "Дата отпуска груза", "Номер документа" и "Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Действия, связанные с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Крафтмафия" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку обществом нарушен установленный пунктом 5.1.1. Приложения N 5 к Приказу N 149 порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции в части заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС, а именно: дата отгрузки в ТТН на бумажном носителе не соответствует дате отгрузки в ЕГАИС.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено.
Вина ООО "Крафтмафия" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судами также не установлено.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа определен в минимальном размере санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о внесении изменений в ЕГАИС в части исправления технической ошибки в указании даты отправки товара (описка в одной цифре) путем направления соответствующего письма от 19 августа 2019 г. о корректировке сведения в ЕГАИС согласно первичной документации не может являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку уточнение фиксации информации не освобождает общества от ответственности.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2020 г. по делу N А40-60134/20-2-307 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Крафтмафия" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Крафтмафия" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку обществом нарушен установленный пунктом 5.1.1. Приложения N 5 к Приказу N 149 порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции в части заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС, а именно: дата отгрузки в ТТН на бумажном носителе не соответствует дате отгрузки в ЕГАИС.
...
Размер штрафа соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
...
Оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ судами также не установлено.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа определен в минимальном размере санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф05-18178/20 по делу N А40-60134/2020