город Москва |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А40-320178/19-2-1878 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ИНВА НВ": Вдовиной Е.В. (дов. от 10.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Дубчака Р.В. (дов. N 33-Д-1009/19 от 28.11.2019 г.);
от третьего лица Правительства Москвы: Дубчака Р.В. (дов. N 4-47-2847/9 от 30.12.2019 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 17 ноября 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2020 г.
по делу N А40-320178/19-2-1878
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНВА НВ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконными действий,
третьи лица: Правительство Москвы; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ИНВА НВ" (далее - ООО "ИНВА НВ", общество, заявитель) является собственником нежилого здания площадью 1 366,7 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0001010:1078, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новогородская, д. 71 (далее - здание), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) внесена запись от 28 июля 2006 г. N 77-77-08/061/2006-200.
Указанное здание было возведено в составе 1-й очереди коттеджного городка, оно предназначалось для использования в целях размещения офисов и гостиниц, принято в эксплуатацию 04 апреля 1996 г.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0001010:1598, площадью 1 495 кв.м, вид разрешенного использования - для благоустройства и строительства детских и спортивных площадок (дата постановки на кадастровый учет - 13 декабря 2018 г.) (далее - земельный участок).
24 октября 2019 г. ООО "ИНВА НВ" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) с заявлением N 33-5-121267/19-(0)-0 по вопросу предоставления государственной услуги "Изменение разрешенного использования земельного участка" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0001010:1598 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Новогородская, вл. 71.
Письмом от 07 ноября 2019 г. N 33-5-121267/19-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал в приеме документов для предоставления испрашиваемой государственной услуги со ссылкой на пункт 2.8.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Изменение разрешенного использования земельного участка", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП (далее - Административный регламент), в связи с тем, что ООО "ИНВА НВ" не является лицом, указанным в пункте 2.4.1 Административного регламента, поскольку земельный участок не обременен оформленными земельно-правовыми отношениями, между сторонами ООО "ИНВА НВ" и Департаментом не оформлен договор в установленном законом порядке.
Указано также на то, что испрашиваемые обществом изменения вида разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использования - для благоустройства и строительства детских и спортивных площадок на виды разрешенного использования - деловое управление (4.1) и гостиничное обслуживание (4.7) возможно только после внесения изменений в правила землепользования и застройки, поскольку на данный момент участок расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф").
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "ИНВА НВ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании его незаконным и об обязании Департамент устранить допущенные нарушения прав общества путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0001010:1598 виды разрешенного использования "4.1. Деловое управление" и "4.7. Гостиничное обслуживание".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент и Правительство Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что общество не является приобретателем спорного земельного участка, указанным в пункте 2.4.1 Административного регламента, в связи с чем у Департамента отсутствовали основания для предоставления испрашиваемой государственной услуги.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ИНВА НВ" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления Росреестра по Москве не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента и Правительства Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ИНВА НВ" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Управления Росреестра по Москве в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом.
В соответствии с пунктом 2.8.1.1 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем в соответствии с настоящим регламентом.
Пунктом 2.4.1.2 Административного регламента установлено, что случае изменения вида разрешенного использования земельных участков в качестве заявителей могут выступать:
физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями земельных участков, находящихся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена;
физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, в случае, если изменение вида разрешенного использования земельного участка не предусматривает осуществление проектирования, строительства (реконструкции) объекта капитального строительства на таком земельном участке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента городского имущества города Москвы нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку общество как собственник здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0001010:1598, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Новогорская, вл. 71, обладает правом на обращение с соответствующим заявлением, в связи с чем у Департамента отсутствовали основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным пунктом 2.4.1.2 Административного регламента.
Судами установлено, что земельному участку был установлен вид разрешенного использования - для благоустройства и строительства детских и спортивных площадок, не соответствующий его фактическому назначению и не предусматривающий возможности использования расположенного на участке здания.
Отклоняя доводы Департамента о том, что оспариваемый отказ был вынесен на этапе приема документов для оказания государственной услуги, а заявление общества не было рассмотрено по существу, суды указали на то, что согласно мотивировочной части оспариваемого решения заявление ООО "ИНВА НВ" фактически было рассмотрено по существу.
Ссылки Департамента на то, что испрашиваемые обществом изменения вида разрешенного использования земельного участка возможны только после внесения изменений в правила землепользования и застройки, поскольку на данный момент участок расположен в границах территориальной зоны сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф"), также были отклонены судами, поскольку правила землепользования и застройки города Москвы не устанавливают запрета на изменение вида разрешенного использования участков, расположенных в зоне "Ф".
В настоящем случае изменение разрешенного использования земельного участка направлено на исправление ранее допущенной кадастровой ошибки в целях приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим использованием, при этом текущий вид разрешенного использования земельного участка был установлен ему без учета норм законодательства, что свидетельствует о нарушении прав заявителя как землепользователя участка.
Таким образом, предоставление государственной услуги, испрашиваемой заявителем, не противоречило целям установления зоны сохраняемого землепользования правила землепользования и застройки города Москвы.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
В качестве способа устранения нарушенных прав заявителя суд обязал Департамент в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав общества путем установления в отношении в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0001010:1598 виды разрешенного использования "4.1. Деловое управление" и "4.7. Гостиничное обслуживание".
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенного права.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, им дана надлежащая оценка судами, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 марта 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2020 г. по делу N А40-320178/19-2-1878 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 07 ноября 2019 г. N 33-5-121267/19-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал в приеме документов для предоставления испрашиваемой государственной услуги со ссылкой на пункт 2.8.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Изменение разрешенного использования земельного участка", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП (далее - Административный регламент), в связи с тем, что ООО "ИНВА НВ" не является лицом, указанным в пункте 2.4.1 Административного регламента, поскольку земельный участок не обременен оформленными земельно-правовыми отношениями, между сторонами ООО "ИНВА НВ" и Департаментом не оформлен договор в установленном законом порядке.
...
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2020 г. N Ф05-17954/20 по делу N А40-320178/2019