г. Москва |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А40-22291/2020 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кольцовой Н.Н.,
рассмотрев 25 ноября 2020 года кассационную жалобу ООО "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП"
на решение от 16.04.2020 Арбитражного суда города Москвы,
и на постановление от 11.08.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к ООО "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП"
о взыскании задолженности, расторжении договора аренды, выселении и об обязании передать нежилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды нежилого помещения N 07-00044/07 от 02.02.2007 за период с 01.05.2019 по 30.09.2019 в размере 358 699 руб. 80 коп., пени за период с 07.05.2019 по 30.09.2019 в размере 8 603 руб. 87 коп., о расторжении договора аренды нежилого помещения N 07-00044/07 от 02.02.2007, о выселении из нежилого помещения площадью 129 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, дом 37 (Этаж 1, пом. III, ком. 1-15) и обязании передать нежилое помещение площадью 129 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, дом 37 (Этаж 1, пом. III, ком. 1-15) в освобожденном виде Департаменту.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020, принятыми в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик ссылается на то, что Арбитражным судом города Москвы рассматривается дело N А40-127640/19 о признании отказа в предоставлении преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения незаконным и обязании заключить договор купли-продажи. При удовлетворении требования Общества, арендные отношения подлежат прекращению. Ответчик также ссылается на то, что недоплата арендной платы, повлекшая задолженность, не превысила размера арендной платы за два срока оплаты. Материалами дела не подтвержден факт невнесения арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока, ответчик ежемесячно производил оплату.
В дополнениях к кассационной жалобе ответчик указывает на то, что постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-175745/2019 за ответчиком признано право на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды N 7-44 от 02.02.2007 в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год на период с 01.01.2019 по 31.12.2019. Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по внесению арендной платы за период с 01.05.2019 по 30.09.2019 судами не установлен и не доказан, таким образом, оснований для расторжения договора не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как установлено судами при рассмотрении спора по существу, Департамент имущества города Москвы (правопредшественник истца, арендодатель) и общество (арендатор) заключили на срок 01.12.2006 по 12.09.2026 договор от 02.02.2007 аренды нежилого помещения площадью 129 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, д. 37 (в редакции дополнительных соглашений от 22.12.2011, от 13.09.2016).
В обоснование иска Департамент указал следующее: общество в нарушение принятых на себя обязательств не вносило арендную плату в период с 01.05.2019 по 30.09.2019, в связи с чем задолженность составляет 358 699 руб. 80 коп.; за несвоевременное внесение арендных платежей Департамент начислил обществу пени за период с 07.05.2019 по 30.09.2019 в размере 8 603 руб. 87 коп.; невнесение обществом арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока является основанием для досрочного расторжения договора аренды (Департамент направил обществу соответствующее уведомление); в отсутствие договорных отношений общество в силу статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации обязано возвратить Департаменту арендованное имущество.
Общество представило отзыв на иск, в котором просило в иске отказать, исходя из следующего: вступившими в законную силу судебными актами установлено, что ответчик имеет право на применение льготной ставки в 2016, 2017 и 2018 годах; установление в дополнительном соглашении рыночной ставки арендной платы не лишает Общество права на имущественную поддержку; в производстве суда имеется аналогичный спор по делу N А40-31736/20 (о том же предмете, между теми же лицами по тем же основаниям).
Удовлетворяя требования Департамента о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды нежилого помещения в размере 358 699 руб. 80 коп., пени за период с 07.05.2019 по 30.09.2019 в размере 8 603 руб. 87 коп., суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, пункта 1 статьи 606, статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями пункта 7.1 договора, учитывая, что общество в спорный период пользовалось арендованным помещением, что обществом не оспорено и не опровергнуто, но арендную плату не вносило (доказательства обратного отсутствуют), оно должно оплатить Департаменту задолженность по арендной плате, сумма которой рассчитана в соответствии с условиями договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 13.09.2016, заключенного на основании частей 9, 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принимая во внимание, что представленные в материалы дела платежные поручения были учтены при расчете задолженности, установив, что ответчик не исполнил обязанность по внесению арендных платежей в установленный договором аренды срок, проверив расчет пени, признав его правильным, пришли к выводу об удовлетворении требований Департамента о взыскании задолженности и пени в заявленных размерах.
Довод ответчика о том, что вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда установлено, что общество имеет право на применение льготной ставки в 2016, 2017 и 2018 годах, судом первой инстанции рассмотрен и отклонен, в том числе в связи с отсутствием в данном случае преюдиции применительно к статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данные судебные акты относятся к иным периодам; доказательства, свидетельствующие о наличии у ответчика права на льготу в 2019 году суду не представлены; при этом из дополнительного соглашения от 13.09.2016 (пункт 2 соглашения), заключенного Обществом и Департаментом на основании частей 9, 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", следует, что стороны согласовали с 13.09.2016 рыночную ставку арендной платы. Кроме того, вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40-175745/19 ответчику отказано в применении льготной ставки арендной платы на 2019 год, в том числе за заявленный в настоящем иске период.
Суды первой и апелляционной инстанций, применив нормы подпункта 2 пункта 2 статьи 450, пункта 2 статьи 453, пункта 3 статьи 619, статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что факт невнесения арендатором арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока установлен и доказан, принимая во внимание, что спорное нежилое помещение, переданное арендатору в пользование, арендодателю не возвращено, доказательства обратного суду не представлены, пришли к выводу об удовлетворении требований Департамента о расторжении договора аренды нежилого помещения, о выселении из нежилого помещения и обязании передать нежилое вышеуказанное помещение в освобожденном виде Департаменту.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв. м.
В том случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2019 по делу N А40-175745/19 признано за ООО "Производственное объединение по бытовому обслуживанию населения "ТРАМП" право на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды N7-44 от 02.02.2007 в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год на период с 01.01.2019 по 31.12.2019. Судом установлено, что истец обладает правом на применение льготной ставки исходя из размера 4 500 руб. в год за 1 кв.м в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, поскольку истец является субъектом малого предпринимательства, арендует помещения площадью 129 кв.м, что не превышает 300 кв.м, установленных Постановлением N800-ПП.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.20202 решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2019 по делу N А40-175745/19 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2020 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А40-175745/2019 отменено. Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2019 по данному делу оставлено в силе.
Таким образом, принимая во внимание, что при принятии судебных актов по настоящему делу, суды, в том числе исходили из наличия вступившего в законную силу судебного акта по делу А40-175745/2019 (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020), а также учитывая правовую позицию, изложенную в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС19-26744, N 305-ЭС19-26856, N 305-ЭС20-1800, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, поскольку для принятия решения необходимо совершение процессуальных действий, не отнесенных к компетенции суда кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, в том числе проверить расчет иска на предмет его соответствия нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения и условиям договора аренды, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовать и дать оценку всей совокупности собранных по делу доказательств, оценить в полном объеме доводы и возражения участвующих в деле лиц, и принять судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2020 года по делу N А40-22291/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Судья |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв. м.
В том случае, если Общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, с Общества будет взиматься арендная плата, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
...
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.20202 решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2019 по делу N А40-175745/19 отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2020 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А40-175745/2019 отменено. Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2019 по данному делу оставлено в силе."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2020 г. N Ф05-17617/20 по делу N А40-22291/2020