г. Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-78894/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Дзюбы Д.И., Тутубалиной Л.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Зенгин А.Д., дов. от 15.10.2020, Синоволокова Ю.С., дов. от 15.10.2020
от ответчика: Матвеева Е.А., дов. от 01.02.2019
от третьих лиц:
от Департамента строительства города Москвы - Камилова З.М., дов. от 23.03.2020
от Департамента городского имущества города Москвы - не явился, уведомлен
от ГКУ города Москвы "Управление капитального строительства" - не явился, уведомлен
от ПАО "МОЭСК" - не явился, уведомлен
рассмотрев 24 ноября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГУП города Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов
"Москоллектор"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2020 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 23 июля 2020 года,
по иску ГУП города Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов
"Москоллектор"
к ТСЖ "Пречистенская, 17"
о взыскании денежных средств,
третьи лица: Департамент строительства города Москвы, Департамент городского
имущества города Москвы, ГКУ города Москвы "Управление капитального
строительства", ПАО "МОЭСК",
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ГУП города Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов "Москоллектор" к ТСЖ "Пречистенская, 17" взыскании денежных средств в размере 198 930,48 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ГУП города Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов "Москоллектор" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы своей кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представитель Департамента строительства города Москвы поддержал позицию истца.
Иные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения участников процесса, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в коллекторах истца в спорный период находились следующие коммуникации (кабели): АПвВнГ-Юкв 3 (1x240); АПвВнГ-1 Окв 3 (1x240).
Предметом настоящего спора является установление лица, которое должно возместить истцу соответствующие расходы за техническую эксплуатацию коммуникационных коллекторов, в которых находятся указанные выше коммуникации.
08.08.2008 между Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы и ООО "Межрегиональный союз строителей" был заключен государственный контракт N 102093 на выполнение подрядных работ по объекту: "Кабельные линии 10 кВ для многофункционального административно-жилого комплекса по адресу: Пречистенская наб., вл. N 17/19, стр. 1,2,3,4 Курсовой переулок, владение 17 (третий пусковой комплекс) район Хамовники (ЦАО), заказ N 06-7196".
19.07.2010 между Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы и ООО "Межрегиональный союз строителей" был заключен государственный контракт N УКС/10-11-64д на выполнение подрядных работ по объекту: "РТП для электроснабжения многофункционального административно жилого комплекса по адресу: г. Москва, Пречистенская наб., вл. 17/19, стр. 1, 2, 3, 4 и Курсовой пер., вл. 17".
Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными в материалы дела копиями названных контрактов и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Соглашением о замене лиц в обязательстве от 18.08.2010 права и обязанности государственного заказчика по Контракту N УКС/10-11-64д от 19.07.2010 переданы государственному казенному учреждению города Москвы "Управление капитального строительства".
В соответствии с названными государственными контрактами государственный заказчик - осуществляет финансирование и организацию выполнения работ, а генподрядчик - строительство и ввод в эксплуатацию объекта: РТП для электроснабжения многофункционального административно жилого комплекса по адресу: г. Москва, Пречистенская наб., вл. 17/19, стр. 1, 2, 3, 4 и Курсовой пер., вл. 17 и кабельных линий 10 кВ для многофункционального административно-жилого комплекса по адресу: Пречистенская наб., вл. N 17/19, стр. 1,2,3,4 район Хамовники соответственно.
В силу п. 5.3 государственного контракта от 19.07.2010 N УКС/10-11-64д и п. 5.3 государственного контракта от 08.08.2008 N 102093, государственный заказчик или, по его поручению, отраслевой орган исполнительной власти г. Москвы за 45 дней до установленного планового срока ввода объекта в эксплуатацию письменно уведомляет генподрядчика о назначении эксплуатирующей организации, которая будет принимать участие в приемке объекта в эксплуатацию и примет объект на свой баланс.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 05.03.2011 N 59-ПП "Об утверждении положения о Департаменте строительства города Москвы" (далее - Положение), Департамент строительства города Москвы обеспечивает техническое обслуживание сетей инженерно-технического обеспечения, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы при выполнении Департаментом функции государственного заказчика, до даты оформления имущественных прав на указанные сети, в том числе до даты оформления собственником сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих сносу и восстановлению в процессе строительства объектов капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджета города Москвы, права собственности на восстановленные сети инженерно-технического обеспечения (п. 7.7 (1) Положения).
В силу п. 8, 9 распоряжения Правительства Москвы N 935-РП от 31.05.2005 о дальнейшей реализации инвестиционного проекта строительства многофункционального административно-жилого комплекса по адресу: Пречистенская наб., д. 17 (строительный адрес: Пречистенская наб., д. 17/19, стр. 1, 2, 3, 4; Курсовой пер., вл. 17), функции государственного заказчика по проектированию и строительству городских инженерных коммуникаций и сооружений возложены на Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы.
Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы поручено провести в установленном порядке открытый конкурс по выбору заказчика на выполнение работ по проектированию и строительству городских инженерных коммуникаций и сооружений.
Из предоставленного в материалы дела акта о результатах реализации инвестиционного контракта от 30.12.2005 N 13-119991-5001-0012-00001-05 подписанного сторонами 27.02.2009 (п. 9), а также из инвестиционного контракта от 30.12.2005 N 13-119991-5001-0012-00001-05 (п. 3.1.2. абз. 4), следует, что все построенные внеквартальные объекты инженерного и коммунального назначения оформляются в государственную собственность города Москвы в лице Департамента имущества города Москвы, согласно порядка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660-ПП "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
При этом доказательств, подтверждающих факт передачи спорных объектов (коммуникации, находящиеся в коллекторах истца) в собственность города Москвы в материалы дела не представлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что ответчик не является лицом, на которого возложена обязанность по возмещению истцу соответствующих расходов за техническую эксплуатацию коммуникационных коллекторов.
Состав общего имущества многоквартирного жилого дома применительно к системам электроснабжения, а также внешняя граница сетей электроснабжения устанавливаются в соответствии с пунктами 7, 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Пунктом 8 Правил N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих факт получения ответчиком спорных объектов в свою эксплуатацию, поскольку данные коммуникации относятся к числу внеквартальных сетей инженерно-коммунального обеспечения.
Таким образом, спорные кабельные линии не входят в зону обслуживания многоквартирного дома.
Также судами обоснованно отмечено, что строительство спорных кабельных линий осуществлялось не в рамках подрядных работ по строительству жилого дома, который находится в управлении ответчика, а в соответствии с отдельным государственным контрактом от 19.07.2010 N УКС/10-11-64д, в связи с чем, в силу своего функционального назначения, по окончании строительства жилого комплекса кабельные линии не могли подлежать передаче собственникам помещений многоквартирного дома вместе с инженерным оборудованием.
Инженерные сооружения, диспетчерские пункты, коллекторы, коммуникации и сети, а также прочие объекты городского хозяйства принимаются в государственную собственность города Москвы на баланс Департамента городского имущества города Москвы с последующей передачей в хозяйственное ведение, оперативное управление специализированным городским организациям в порядке установленном приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660-ПП "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
Согласно ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную 6 собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Судами сделан верный вывод о том, что объекты инженерной инфраструктуры городов в силу прямого указания закона являются объектами соответствующих городов, предназначены для решения вопросов местного значения и не могут находиться в собственности (на балансе) иных лиц.
Кроме того, о неправомерности требований истца в части взыскания спорных денежных средств с ответчика свидетельствует и предоставленный в материалы дела акт приемки объекта капитального строительства государственного заказа г. Москвы от 20.12.2010, подписанный Префектурой ЦАО, ОАО "МОЭСК", ГКУ "УКС", ООО "Межрегиональный союз строителей", согласно которому, РТП для электроснабжения многофункционального административно-жилого комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, ЦАО, Пречистенская наб., вл. 17/19, стр. 1, 2, 3, 4 и Курсовой пер., вл. 17 в объеме, предусмотренном договором и проектной документацией, было принято от генерального подрядчика для подготовки к эксплуатации.
В связи с тем, что построенные по государственному заказу кабельные линии своевременно не переданы Департаментом строительства города Москвы в государственную собственность города Москвы, Департамент строительства города Москвы обязан обеспечивать техническое обслуживание сетей инженерно-технического обеспечения (кабельных линий), до даты оформления имущественных прав.
Письмом от 30.04.2019 N ДС-11-7700/19-1 Департамент строительства города Москвы подтверждает, что именно им в настоящее время ведется работа по оформлению пакета балансовых документов, необходимых для передачи имущества на баланс эксплуатирующей организации и выпуска Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы. Планируемы срок передачи указанного имущества на баланс эксплуатирующей организации 3 квартал 2019.
Также Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы письмом от 15.08.2019 N 01-01-16-94/19 подтвердил, что в настоящее время Департаментом строительства города Москвы совместно с АО "ОЭК" производится дополнительное обследование кабельных линий 10 кВ, а также ведется работа по приемке в эксплуатацию объектов городского заказа.
С учетом изложенного, суды пришли к законному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, ввиду того, что строительство спорных кабельных линий осуществлялось не в рамках работ по строительству жилого дома, который находится в управлении ответчика, а в соответствии с отдельным государственным контрактом, в связи с чем в силу своего функционального назначения по окончании строительства жилого комплекса кабельные линии не могли подлежать передаче собственникам помещений этого дома вместе с инженерным оборудованием. Объекты инженерной инфраструктуры (кабели) в силу прямого указания закона являются собственностью города.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, все доводы кассационной жалобы приводились при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2020 года по делу N А40-78894/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную 6 собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2020 г. N Ф05-18037/20 по делу N А40-78894/2019
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18037/20
23.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28667/20
25.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78894/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-78894/19