город Москва |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А40-311484/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Целовальникова Л.П., доверенность от 17.01.2020;
от заинтересованного лица: Ершова Н.Н., доверенность от 20.12.2019;
рассмотрев 24 ноября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Ростехнадзора
на решение от 12 марта 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 15 июля 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-311484/19
по заявлению АСРО "Строители Черноземья"
об оспаривании пунктов 2 и 3 предписания
к Ростехнадзору,
УСТАНОВИЛ:
АСРО "Строители Черноземья" (далее - ассоциация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Ростехнадзору о признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания от 05.11.2019 N 09-01-07/8700-П.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Ростехнадзор обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании распоряжения Ростехнадзора от 20.09.2019 N 499-рп в период с 30.10.2019 по 05.11.2019 проведена внеплановая документарная проверка ассоциации.
По результатам проверки Ростехнадзором составлен акт от 05.11.2019 N 09-01-07/8700 и выдано предписание от 05.11.2019 N 09-01-07/8700-П, согласно пунктам 2 и 3 которого в срок до 05.02.2020 ассоциация обязана устранить нарушения порядка формирования и размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Из содержания пунктов 2 и 3 предписания следует, что ассоциацией нарушен порядок формирования компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. В Едином реестре членов саморегулируемых организаций содержится информация об остатке в компенсационном фонде в размере 90.300.000 руб.; не размещены средства компенсационного фонда возмещения и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в полном объеме на специальных счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях.
Ассоциация, посчитав предписание в указанной части не соответствующим действующему законодательству, а также нарушающим ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно пунктам 2 и 3 предписания, ассоциация обязана устранить нарушения частей 2, 10, 12 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), а также части 1 статьи 55.16.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Предписание, исполнение которого поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно могущих наступить событий, также не может быть признано исполнимым.
Судами установлено, что ассоциацией по решению Совета НП СРОС "Строители Воронежской области" от 30.05.2013 (протокол N 39) 31.05.2013 размещены по договорам банковского вклада N 46/13 и N 47/13 средства компенсационного фонда в сумме 111.000.000,01 руб. в АКБ "Инвестбанк" (ОАО).
13.12.2013 у АКБ "Инвестбанк" (ОАО) Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2014 по делу N А40-226/14 АКБ "Инвестбанк" (ОАО) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ), функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре сведений о банкротах, процедура банкротства АКБ "Инвестбанк" (ОАО) до настоящего времени не завершена.
Требование кредитора ассоциации в сумме 122.330.422,61 руб. по договорам банковского вклада от 31.05.2013 N 46/13 и N 47/13 о размещении средств компенсационного фонда в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 40-ФЗ, включены в третью очередь реестра требований кредиторов.
До настоящего момента никаких сумм в погашение задолженности от конкурсного управляющего банка ассоциации не поступало, процедура банкротства не завершена. Доказательств обратного судам не предоставлено.
Законных оснований в обход законодательства о несостоятельности (банкротстве) осуществить перечисление указанных средств на специальные счета ассоциации вне очереди или вне порядка процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не имеется.
Суды отметили, что Ростехнадзор в оспариваемом предписании не указывает, каким способом, не нарушая законодательство о банкротстве, следует перевести средства из кредитной организации, в отношении которой ведется процедура банкротства, на специальные счета ассоциации.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что требования предписания Ростехнадзора в оспариваемой части являются неисполнимыми в указанный в предписании срок с учетом норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Судами установлено, что 26.10.2016 (выписка из протокола внеочередного общего собрания членов ассоциации от 26.10.2016 N 21) общее собрание ассоциации поручило Совету ассоциации утвердить план мероприятий по реализации Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приняло решение о формировании компенсационного фонда возмещения вреда.
Учитывая, что средства компенсационного фонда ассоциации включены в третью очередь реестра требований кредиторов АКБ "Инвестбанк" (ОАО), 26.10.2016 члены ассоциации на общем собрании решили распределить имевшиеся на счете в Воронежском отделении АО "Россельхозбанк" средства компенсационного фонда в размере 10,4 млн. руб., в состав которых входили взносы действующих членов ассоциации, исключенных членов и членов, добровольно прекративших членство, а также доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда в Воронежском отделении АО "Россельхозбанк", между 104 членами, сохранившими членство в ассоциации, по 100.000 руб. на каждого члена (что соответствовало 1 уровню ответственности).
Кроме того, члены ассоциации на собрании приняли решение, что член ассоциации, желающий получить более высокий уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда, самостоятельно довнесет необходимый взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (исходя из размеров, установленных частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ) до уровня, определенного законом, не дожидаясь окончания конкурсного производства АКБ "Инвестбанк" (ОАО) с открытием специального счета в Воронежском отделении АО "Россельхозбанк", включенном в список банков, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Решение общего собрания членов ассоциации своевременно выполнено. Компенсационный фонд возмещения вреда сформирован в необходимом объеме, исходя из заявленного уровня ответственности каждого члена ассоциации, специальный счет открыт в АО "Россельхозбанк", и все средства зачислены на этот счет, о чем своевременно направлена соответствующая информация в Ростехнадзор и Ассоциацию "Национальное объединение строителей".
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств сформирован на основании решения общего собрания членов ассоциации от 17.05.2017 (выписка из протокола N 22 очередного общего собрания членов ассоциации от 17.05.2017).
Собранием принято решение сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в срок с 01.06.2017 до 01.07.2017 и поручено генеральному директору ассоциации открыть специальный счет в Банке ВТБ (ПАО) для размещения компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, а членам ассоциации, заявившим о намерении участвовать в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, до 01.06.2017 подать соответствующее заявление в исполнительную дирекцию ассоциации. Учитывая, что имеющиеся средства, внесенные действующими членами, исключенными и членами добровольно прекратившими членство и доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, полностью использованы на формирование компенсационного фонда возмещения вреда, общее собрание приняло решение о добровольном внесении денежных средств членами ассоциации, участвующими и планирующими участвовать в заключении договоров на конкурентной основе на основании поданных членами ассоциации заявлений об участии в формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и уровне их ответственности.
С учетом поданных заявлений членами ассоциации 09.06.2017 (выписка из протокола заседания Совета ассоциации от 09.06.2017 N 103) Советом ассоциации принято решение сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, исходя из поданных членами ассоциации заявлений об участии в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров и уровня их ответственности.
Решение общего собрания членов ассоциации и Совета ассоциации выполнено своевременно и в полном объеме: специальный счет открыт в Банке ВТБ (ПАО), денежные средства перечислены членами ассоциации на специальный счет в полном объеме, исходя из заявленного уровня ответственности каждого члена ассоциации, о чем в установленные сроки направлена информация в Ростехнадзор и Ассоциацию "Национальное объединение строителей".
Суды отметили, что из материалов проверки следует, что ассоциацией сформированы и размещены на специальных банковских счетах: компенсационный фонд возмещения вреда - заявление от 31.10.2016 о присоединении к условиям открытия банковских счетов и расчетно-кассового обслуживания клиента в АО "Россельхозбанк", сумма размещенных средств составила 33.540.639,08 руб. и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - договор с Банком ВТБ (ПАО) от 08.06.2017 N Р810-016210, сумма размещенных средств составила 47.703.916,93 руб.
Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона 191-ФЗ, саморегулируемая организация обязана в срок до 01.09.2017 разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом порядок формирования и размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств установлены исключительно статьей 55.16 ГрК РФ.
Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона 191-ФЗ, некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1-4 статьи 55.4 ГрК РФ, на основании заявлений своих членов не позднее 01.07.2017 обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Частями 10 и 12 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ установлено, что размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются, в том числе, с учетом ранее внесенных взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство.
В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
В части 9 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ имеется ссылка на статью 55.16 ГрК РФ, в которой определяются размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Части 10 и 12 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, на которые ссылается Ростехнадзор, указывают лишь на то, что ранее собранные компенсационные фонды саморегулируемых организаций должны быть направлены на формирование компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Статьей 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и порядок восстановления указанных компенсационных фондов при уменьшении их размера ниже установленного законом уровня, исходя из фактического количества членов саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
Из содержания положений части 1 статьи 55.16.1 ГрК РФ и части 2 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ следует, что саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 01.09.2017 разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 04.07.2016, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами и в размере, указанном в статье 55.16 ГрК РФ, ассоциацией сформированы компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
При таких обстоятельствах, довод Ростехнадзора о неразмещении ассоциацией средств компенсационных фондов на специальных счетах, обоснованно признан судами несостоятельным, так как противоречит материалам дела.
При этом Ростехнадзор не обосновал и не указал в предписании точный размер средств компенсационных фондов ассоциации, в котором, по его мнению, они должны быть размещены на специальных банковских счетах в целях устранения допущенных нарушений, тем самым не определив критерии оценки исполнения.
При таких обстоятельствах, доводы Ростехнадзора о нарушении ассоциацией требований части 1 статьи 55.16.1 ГрК РФ, частей 2, 10, 12 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ, обоснованно отклонены судами, как противоречащие материалам дела.
Доказательств нарушения ассоциацией указанных требований закона Ростехнадзором судам не представлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые пункты 2, 3 предписания нарушают права и законные интересы ассоциации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, признали указанные пункты предписания недействительными.
Указанная правовая позиция подтверждена судебной практикой, а именно: определениями Верховного Суда российской Федерации от 23.11.2018 N 305-КГ18-19117 по делу N А40-234964/17, от 12.12.2018 N 305-КГ18-20428 по делу N А40-238428/17, от 16.10.2019 N 305-ЭС19-17829 по делу N А40-248220/18, от 11.02.2019 N 310-КГ18-24804 по делу N А14-15475/17, от 19.03.2019 N 307-ЭС19-1682 по делу N А56-38217/18, от 21.03.2019 N 307-ЭС19-1681 по делу N А56-35919/18, от 05.08.2019 N 305-ЭС19-11952 по делу N А40-222177/18.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 марта 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2020 года по делу N А40-311484/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Ростехнадзора - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств нарушения ассоциацией указанных требований закона Ростехнадзором судам не представлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые пункты 2, 3 предписания нарушают права и законные интересы ассоциации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, признали указанные пункты предписания недействительными.
Указанная правовая позиция подтверждена судебной практикой, а именно: определениями Верховного Суда российской Федерации от 23.11.2018 N 305-КГ18-19117 по делу N А40-234964/17, от 12.12.2018 N 305-КГ18-20428 по делу N А40-238428/17, от 16.10.2019 N 305-ЭС19-17829 по делу N А40-248220/18, от 11.02.2019 N 310-КГ18-24804 по делу N А14-15475/17, от 19.03.2019 N 307-ЭС19-1682 по делу N А56-38217/18, от 21.03.2019 N 307-ЭС19-1681 по делу N А56-35919/18, от 05.08.2019 N 305-ЭС19-11952 по делу N А40-222177/18."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф05-17422/20 по делу N А40-311484/2019