г. Москва |
|
1 декабря 2020 г. |
Дело N А40-74608/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 01.12.2020.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей С.В. Красновой, Е.Ю. Филиной,
при участии в судебном заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - Бабушкина С.А. (доверенность от 02.06.2020);
от Правительства Москвы - Бабаушкина С.А. (доверенность от 18.09.2020);
от ООО "Обитель Святой Елисаветы" - Хохлова М.А., Артеменкова Е.В. (доверенность от 06.02.2020);
от ГУП МосгорБТИ - не явился, извещен;
от Управления Росреестра по Москве - не явился, извещен;
от Префектуры СЗАО г. Москвы - не явился, извещен;
от Комитета государственного строительного надзора г. Москвы - не явился, извещен;
от Департамента культурного наследия г. Москвы - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 по делу N А40-74608/18
по иску Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
к ООО "Обитель Святой Елисаветы",
о признании объекта самовольной постройкой, признании права собственности,
третьи лица: ГУП МосгорБТИ, Управление Росреестра по Москве, Префектура СЗАО г. Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, Департамент культурного наследия г. Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы и Департамент городского имущества г. Москвы (далее - заявители, Правительство и Департамент) обратились в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Обитель Святой Елисаветы" (далее - Общество):
- о признании пристройки общей площадью 834,9 кв. м по адресу: г.Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, стр. 2, самовольной постройкой, признании права собственности города Москвы на объект;
- о признании строения общей площадью 69,1 кв. м по адресу: г. Москва, вблизи Иваньковского шоссе, вл. 8, стр. 7, самовольной постройкой, признании права собственности города Москвы на строение;
- о признании мансарды общей площадью 128,7 кв. м по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, стр. 7, самовольной постройкой, признании права собственности города Москвы на мансарду;
- о признании мансарды общей площадью 33,2 кв. м по адресу: г. Москва, вблизи Иваньковское шоссе, вл. 8, стр. 10, самовольной постройкой, признании права собственности города Москвы на мансарду;
- о признании строения общей площадью 64,8 кв. м по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, стр. 11, самовольной постройкой, признании права собственности города Москвы на строение;
- о признании строения площадью 179,9 кв. м по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, стр. 15, самовольной постройкой, признании права собственности города Москвы на строение;
- о признании строения площадью 81,5 кв. м по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, стр. 16, самовольной постройкой, признании права собственности города Москвы на строение;
- о признании двухэтажного строения площадью 232,6 кв. м по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, стр. 17, самовольной постройкой, признании права собственности города Москвы на строение.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГУП МосгорБТИ, Управление Росреестра по Москве, Префектура СЗАО г. Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, Департамент культурного наследия г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент и Правительство обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Заявители в кассационной жалобе ссылаются на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывают, что судами неверно применен срок исковой давности; спорные объекты соответствуют признакам самовольной постройки, предусмотренными положениями статьи 222 ГК РФ.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от Общества поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителей поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, исполнительным комитетом Московского городского совета депутатов трудящихся было принято решение от 06.09.1951 N62/72 о предоставлении предприятию п/я 1323 земельного участка площадью 4-5 га на территории Покровско-Стрешневского парка с обязательством застройщика представить на утверждение в Архитектурно-планировочное Управление г. Москвы проект застройки и планировки участка.
Актом зафиксирована передача земельного участка площадью 54500 кв. м.
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 06.01.1995 N 15-р принято решение о разрешении приватизации Научно-производственного объединения "Алмаз" г. Москвы путем преобразования в акционерное общество открытого типа с последующей продажей его акций, утвержден план приватизации.
В соответствии с планом приватизации Государственного предприятия НПО "Алмаз" от 05.01.1995 в перечень земельных участков предприятия входил земельный участок площадью 5,8 га.
ОАО "ЦКБ "Алмаз" было принято решение от 12.01.1998 N 1 об учреждении ООО "Спортивно-оздоровительный Центр Алмазный" и внесении имущественного комплекса в уставной капитал ООО "СОЦ Алмазный".
В последующем, между Московским земельным комитетом (арендодатель) и ООО "Спортивно-оздоровительный Центр "Алмазный" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (краткосрочный) от 12.11.2002 N М-08-504846, предметом которого является земельный участок, с кадастровым номером 77:08:0007004:010 площадью 39 750 кв. м по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации спортивно-оздоровительного комплекса.
В пункте 1.4 договора указано, что на территории расположены 5 капитальных зданий, используемые под спортивные павильоны, лыжная база и склады, одноэтажные деревянные и металлические постройки, баскетбольные, городошные и волейбольные площадки, теннисные корты и футбольное поле. Территория участка обнесена металлическим забором на кирпичном фундаменте.
Между Московским земельным комитетом (арендодатель) и ООО "Спортивно-оздоровительный Центр "Алмазный" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (краткосрочный) от 12.11.2002 N М-08-504847, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 77:08:0007004:013 площадью 14 073 кв. м по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, предоставляемый в пользование на условиях аренды для строительства спортивно-оздоровительного комплекса.
Согласно пункту 4.4 договора арендатор обязуется завершить строительство в течение 2 лет с момента заключения договора и представить акт сдачи-приемки в эксплуатацию.
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что на участке расположены одноэтажные деревянные и металлические постройки, баскетбольные, городошные и волейбольные площадки, теннисные корты и футбольное поле.
Между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (арендодатель) и ООО "Спортивно-оздоровительный Центр "Алмазный" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, предоставляемого правообладателю зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, от 10.08.2012 N М-08-037888, предметом которого является земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 77:08:0007004:26 площадью 56 823 кв. м по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации спортивно-оздоровительного комплекса.
Пунктом 1.5 договора предусмотрено, что на земельном участке расположены нежилые здания и сооружения.
Согласно пункту 4.8 договора арендатору ограничивается ведение хозяйственной деятельности и запрещается строительство, реконструкция, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды, объекта культурного наследия с оформлением в установленном порядке охранного обязательства на объекты культурного наследия.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован переход права собственности ответчика на нежилое здание с кадастровым номером 77:08:0007004:1070 площадью 1 181,6 кв. м, количество этажей: 2, в том числе подземный подвал, по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 2.
Как установлено судами, изменение общей площади здания с 655,1 кв. м до 1 181,6 кв. м произошло в результате инвентаризации и учета в общей площади здания чердачного помещения и технического подвала, ранее неучтенных в технической документации ТБТИ.
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" ООО СОЦ "Алмазный" было выдано экспертное заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проектной документации по проекту перепланировки с реконструктивными работами по фасаду здания спортивно-оздоровительного центра по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 2.
Префектом Северо-Западного административного округа города Москвы принято решение от 03.06.2011 N 15-11-78711 о согласовании проведения работ ООО СОЦ "Алмазный" по внутренней перепланировке нежилых помещений и реконструктивных работ на объекте, расположенном по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 2.
На заседании рабочей группы Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Северо-Западного административного округа принято решение, что строительно-монтажные работы производимые ООО "СОЦ "Алмазный" по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 2, выполняются в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается выпиской из протокола от 17.05.2012 N 3/12.
Между тем, Актом Госинспекции по недвижимости от 18.12.2018 N 9004147/2 зафиксировано размещение нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0007004:1070 площадью 1 181,6 кв. м, количество этажей: 2, в том числе подземный подвал, по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 2, реконструированного без разрешительной документации.
Актом государственного органа от 18.12.2018 N 9004147/3 зафиксировано возведение котельной с кадастровым номером 77:08:0007004:2220 площадью 69,1 кв. м, расположенной по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 7 в отсутствие разрешительной документации.
Актом государственного органа от 18.12.2018 г. N 9004147/4 зафиксировано размещение нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0007004:1072 площадью 298,7 кв. м, количество этажей: 2, по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 7. в отношении которого отсутствуют сведения о наличии разрешительной документации на его возвещение.
Актом государственного органа от 18.12.2018 N 9004147/5 зафиксировано расположение нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0007004:1073 площадью 66,9 кв. м, количество этажей: 1, по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 10 и террасой площадью 15 кв.м., сведения о наличии разрешительной документации на строительство на указанном земельном участке отсутствуют.
Актом государственного органа от 18.12.2018 N 9004147/6 зафиксировано, что в период 2006 - 2007 годов нежилое здание площадью 32,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 11 демонтировано и вновь возведено в 2011 году, фактически по указанному адресу расположено одноэтажное здание с мансардой площадью 64,8 кв. м и террасой площадью 15 кв. м, сведения о наличии разрешительной документации на строительство на указанном земельном участке отсутствуют.
Актом государственного органа от 18.12.2018 N 9004147/7 зафиксировано, что пожарный водоем, площадью застройки 1 598,8 кв. м с кадастровым номером 77:08:0007004:1776, расположенный по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8. возведен в период 2011-2012 годов, сведения о наличии разрешительной документации на строительство на указанном земельном участке отсутствуют.
Актом государственного органа от 18.12.2018 N 9004147/8 зафиксировано, что в период 2006 -2007 годов здание по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 15, площадью 33,65 кв. м. демонтировано и вновь возведено в период 2012 года, фактически по указанному адресу расположено 2-этажное здание площадью 179,9 кв. м, сведения о наличии разрешительной документации на строительство на указанном земельном участке отсутствуют.
Актом государственного органа от 18.12.2018 N 9004147/9 зафиксировано, что здание площадью 33,65 кв. м, по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 16. демонтировано и вновь возведено в 2012 году, фактически по указанному адресу расположено 2-этажное здание площадью 81,5 кв. м, сведения о наличии разрешительной документации на строительство на указанном земельном участке отсутствуют.
Актом государственного органа от 18.12.2018 N9004147/10 зафиксировано, что здание площадью 16,20 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 17. демонтировано и вновь возведено в 2012 году, фактически по указанному адресу расположено одноэтажное здание с мансардой площадью 232,6 кв. м, сведения о наличии разрешительной документации на строительство на указанном земельном участке отсутствуют.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента и Правительства в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды нижестоящих инстанций исходили из результатов проведенной в рамках рассмотрения дела судебной экспертизы, которыми установлено, что объекты по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 8, стр. 2, 7, 10, 11, 15, 16, 17, вл. 8, вблизи стр. 7, лит. А, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, соответствуют строительным и градостроительным нормам и правилам, существенные отступления от предъявляемых требований при проведении строительных работ в зданиях отсутствуют; объект по адресу: г. Москва, Иваньковское шоссе, вл. 8, литр. А, не является гидротехническим сооружением.
Судами отмечено наличие необходимой разрешительной документации в отношении объектов.
Кроме того, судами указано на пропуск срока исковой давности, учитывая, что он подлежит исчислению с момента заключения договора от 10.08.2012 NМ-08-037888.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) строение, сооружение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, не вправе распоряжаться постройкой, а самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом.
При этом положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию, в результате которой возникает новый объект.
По смыслу приведенных норм и изложенных разъяснений, в предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят следующие обстоятельства: отсутствие отведения в установленном порядке земельного участка для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца.
Учитывая результаты проведенной в рамках рассмотрения дела судебной экспертизы, а также установленные судами фактические обстоятельства увеличения площади объектов, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания спорных объектов самовольными постройками.
Ссылка заявителей жалобы на неверный вывод судов о пропуске истцами срока исковой давности отклоняется судом округа.
Так, согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из статьи 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" следует, что правительство Москвы является высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы, и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям мэра Москвы.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 по делу N А40-74608/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителей жалобы на неверный вывод судов о пропуске истцами срока исковой давности отклоняется судом округа.
Так, согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из статьи 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" следует, что правительство Москвы является высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы, и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям мэра Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2020 г. N Ф05-19991/20 по делу N А40-74608/2018
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19991/20
21.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22607/20
04.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-74608/18
17.05.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-74608/18