г. Москва |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А40-147489/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Каменской О.В., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: Богданова О.С., по доверенности от 04 06 2020,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев 26 ноября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2020 года
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 года,
по заявлению ООО "Яндекс"
к ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
о признании недействительным решение,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Яндекс" (далее - заявитель, Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (далее - ответчик, Пенсионный фонд, ПФР) с учетом изменения предмета иска, принятого в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения от 26.12.2019 N 087V12190000 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение) в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уменьшенных в связи с корректировкой базы для начисления страховых взносов в счет выплат компенсации питания и представления корректирующего расчета по форме РСВ-1 за 2015 - 2016 год на суммы страховых взносов доначисленных на суммы выплат на питание в размере 134 572 062,2 руб.; незаконным бездействия ПФР по не вынесению решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год в размере 23 141 940,91 руб.; обязании ПФР принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год в размере 23 141 940,91 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с выводами судов, ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что компенсация выплат сотрудникам на питание не включены в перечень выплат, установленных ст. 9 Закона N 212-ФЗ, который является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию; спорные суммы страховых взносов заявлены обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2015 год и разнесены Пенсионным фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, их возврат обществу противоречит ч. 2 ст. 25 Закона N 212-ФЗ; общество пропустило трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, в связи с отправкой заявления по ТКС 29.12.2018.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Явившиеся в судебное заседание представители заявителя и пенсионного фонда поддержали изложенные в жалобе и представленном в материалы дела отзыве доводы.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
При рассмотрении дела судами установлено и из материалов дела следует, что страхователь 22.11.2018 представил в Пенсионный фонд уточненные расчеты по страховым взносам по форме РСВ-1 за 2015 - 2016 год (далее - расчет), в которых сумма страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (далее - страховые взносы) была уменьшена на 156 650 236,24 руб. ввиду уменьшения базы для расчета страховых взносов на ранее ошибочно включенные в базу выплаты компенсации на питание, компенсации при увольнении по соглашению сторон.
Одновременно с уточненными расчетами страхователем было представлено заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов от 29.12.2018.
Пенсионный фонд провел выездную проверку по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, составил акт выездной проверки, рассмотрел возражения и вынес решение от 26.12.2019 N 087V12190000, которым признал, в том числе:
- правомерным исключение из базы выплат компенсации при увольнении по соглашению сторон на сумму 105 120 091,86 руб. и правомерным в связи с этим уменьшение в уточненных расчетах за 2015 - 2016 годы страховых взносов;
- неправомерным исключение из базы выплат компенсации на питание на сумму 801 469 716,49 руб. и начислил в связи с этим ранее уменьшенные в связи с корректировкой базы в уточненных расчетах страховые взносы в размере 136 346 566,21 руб.
Страхователь, с учетом изменения предмета иска, оспаривал решение только в части начисления ранее уменьшенных в уточненных расчетах страховых взносов, приходящихся на исключенные из базы после корректировок выплаты на питание за 2015-2016 год в общей сумме 134 572 062,20 руб., в связи с исключением из оспаривания страховых взносов в размере 1 774 504,01 руб., начисленных на выплаты застрахованным лицам - работникам, которые к дате рассмотрения дела по существу стали получать страховую пенсию (работникам - пенсионерам).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое частично решение ПФР и его бездействие по возврату излишне уплаченных страховых взносов не соответствует Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) и нарушает права и законные интересы Общества в предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Суд кассационной инстанции полагает, что, разрешая спор, суды правильно применили нормы материального права. Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Дополнительные гарантии могут устанавливаться ТК РФ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или работодателем.
В силу статьи 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, данные локальные акты в силу статьи 5 ТК РФ входят в систему трудового законодательства.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре или ином локальном нормативном акте работодателя, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Указанный вывод соответствует позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 и Определениях ВС РФ от 25.03.2015 N 309-КГ15-602, от 24.09.2018 N 310-КГ18-14056.
Судами установлено, что спорные единовременные выплаты работникам не связаны с трудовыми отношениями (не предусмотрены трудовыми договорами), не входят в систему оплаты труда, не зависят от квалификации работников, носят исключительно социальный характер, соответственно не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя, при отсутствии у него задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, с последующим направлением решения в соответствующий налоговый орган для исполнения.
При этом, в ранее действующей редакции пункта 22 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ, так и в действующем с 01.01.2017 пункте 6.1 статьи 78 НК РФ предусмотрены ограничения для возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносах в случаях, когда сведения об уплаченных страховых взносах, требуемых к возврату, учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, при отсутствии таких ограничений в Законе N 250-ФЗ для возврата страховых взносов по расчетным периодам до 01.01.2017.
В Постановлении от 31.10.2019 N 32-П Конституционный Суд РФ указал на допустимость возврата излишне уплаченных страховых взносов в случае распределения ранее уплаченных страховых взносов на индивидуальные лицевые счета каждого из застрахованных лиц, если по данным застрахованным лицам не наступил страховой случай, под которым понимается начало выплаты страховой или иной пенсии.
Из материалов дела судами установлено, что спорные страховые взносы, приходящиеся на не принятые ПФР выплаты на питание и принятые ПФР выплаты компенсации при увольнении, в оспариваемой страхователем части, начислены только на выплаты застрахованным лицам - работникам, не являющимся на дату рассмотрения дела пенсионерами, поскольку страхователь исключил из обжалования решения и из требования о возврате суммы страховых взносов начисленных на выплаты застрахованным лицам - работникам - пенсионерам за 2015-2016 год в размере 1 774 504,01 руб.
Следовательно, на остальные суммы уменьшенных страховых взносов в уточненных расчетах за 2015-2016 год в размере 154 875 732,17 руб. ограничение, установленное статьей 26 Федерального закона N 212-ФЗ до 01.01.2017 и пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ с 01.01.2017 не применяются.
Довод пенсионного фонда о пропуске заявителем трехлетнего срока на возврат излишне уплаченных страховых взносов, правомерно отклонен судами на основании следующего.
В соответствии с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 11.10.2017 г. N 305-КГ17-6968 и др., юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока для ее представления в налоговый орган.
Материалами дела установлено, что заявитель направил в ПФР заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов 29.12.2018. Расчет по страховым взносам за 2015 г. был подан Обществом 20.02.2016 г, в связи с чем трехлетний срок на возврат заявителем не пропущен.
Учитывая изложенное судами сделан верный вывод о том, что заявитель был вправе уменьшить страховые взносы, начисленные на выплаты компенсаций на питание работников за 2015-2016 г., а также Общество имело право на возврат излишне уплаченных страховых взносов по выплатам застрахованных лиц, не являющихся пенсионерами.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, в связи с этим подлежат отклонению.
Оснований, установленных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.07.2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 года по делу N А40-147489/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела судами установлено, что спорные страховые взносы, приходящиеся на не принятые ПФР выплаты на питание и принятые ПФР выплаты компенсации при увольнении, в оспариваемой страхователем части, начислены только на выплаты застрахованным лицам - работникам, не являющимся на дату рассмотрения дела пенсионерами, поскольку страхователь исключил из обжалования решения и из требования о возврате суммы страховых взносов начисленных на выплаты застрахованным лицам - работникам - пенсионерам за 2015-2016 год в размере 1 774 504,01 руб.
Следовательно, на остальные суммы уменьшенных страховых взносов в уточненных расчетах за 2015-2016 год в размере 154 875 732,17 руб. ограничение, установленное статьей 26 Федерального закона N 212-ФЗ до 01.01.2017 и пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ с 01.01.2017 не применяются.
...
В соответствии с позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 11.10.2017 г. N 305-КГ17-6968 и др., юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока для ее представления в налоговый орган."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф05-17882/20 по делу N А40-147489/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17882/20
21.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39743/20
24.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-147489/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-147489/19