город Москва |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А41-3341/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ККС": Пашкова М.В. (дов. от 26.07.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области": Крюкова Д.А. (дов. N 19-И от 17.01.2020 г.);
рассмотрев 01 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ККС"
на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2020 г.,
по делу N А41-3341/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красногорская коммунальная система"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 08ВХ/04-24055-19-15-2019 от 11 ноября 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Красногорская коммунальная система" (далее - ООО "ККС", общество, заявитель) на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 17 апреля 2015 г. N 128 осуществляет управление многоквартирными домами по следующим адресам: Московская область, г. Красногорск, ул. Светлая, дома 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и ул. Вилора Трифонова, дома 1, 3, 4, 6, 7, 8.
В период с 15 октября 2019 г. по 08 ноября 2019 г. на основании распоряжения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области", административный орган) от 14 октября 2019 г. N 08ВХ/04-24055 проведена проверка в отношении ООО "ККС" в рамках лицензионного контроля требований жилищного законодательства, с целью проверки сведений, содержащихся в обращения (вх. N 08Вх/04-24055).
В хода проведения внеплановой документарной проверки административным органом установлено, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований, установленных подпунктом "б" пункта 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110; пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491; пунктом 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170; пунктом 6.1.9 ГОСТа Р 56501-2015. "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного Приказом Росстандарта.
По результатам проверки составлен акт проверки от 31 октября 2019 г. N 08ВХ/04-24055-19-15-2019, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
На основании полученных данных 31 октября 2019 г. ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" в отношении ООО "ККС" составлен протокол об административном правонарушении N 08ВХ/04-24055-19-15-2019.
11 ноября 2019 г. ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 08ВХ/04-24055-19-15-2019, которым ООО "ККС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "ККС" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ККС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на неправильное применение судами положений подпункта "б" пункта 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, поскольку ответственность, предусмотренная вышеуказанным подпунктом "б" пункта 4.1 Положения, относится только к системам отопления и не применяется к системам горячего водоснабжения. Приведены доводы об отсутствии нарушений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Вилора Трифонова, д. 3.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ККС" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подпункта "б" пункта 4.1 указанного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относится, в частности нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение N 9); актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади; актов о готовности уборочной техники и инвентаря; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Пунктом 6.1.8 ГОСТа Р 56501-2015. "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного Приказом Росстандарта от 30 июня 2015 г. N 823-ст, установлено, что промывка систем отопления в период подготовки многоквартирных домов к зиме следует производить способом, который прописан в инструкции по эксплуатации.
Диафрагмы и сопла гидроэлеваторов во время промывки системы отопления должны быть сняты.
Водяное давление в трубопроводах при промывке должно быть не выше рабочего, а давление воздуха не должно превышать 0,6 МПа (6 кгс/см2). Скорость воды при промывке должна превышать расчетные скорости теплоносителя на 0,5 м/сек или более.
Промывка проводится до полного осветления промывочной воды на выходе из спускников системы отопления.
После промывки система сразу должна быть заполнена теплоносителем или водой, прошедшей через водоподготовку. Держать систему отопления опорожненной не допускается.
Гидравлические испытания оборудования ИТП и систем отопления следует производить раздельно.
ИТП и системы отопления должны испытываться не реже одного раза в год пробным давлением, равным 1,25 рабочего давления на вводе теплосети, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2).
Для систем отопления с чугунными отопительными приборами, стальными штампованными радиаторами давление следует принимать 0,6 МПа (6 кгс/см2), для систем панельного и конвекторного отопления - 1,0 МПа (10 кгс/см2).
Испытания трубопроводов следует выполнять с соблюдением следующих основных требований: испытательное давление должно быть обеспечено в нижней точке (отметке) трубопроводов системы отопления; температура воды при испытаниях должна быть не выше 45° C, полностью удаляется воздух через воздухоспускные устройства в верхних точках; давление доводится до рабочего и поддерживается в течение времени, необходимого для осмотра всех сварных и фланцевых соединений, арматуры, оборудования, приборов, но не менее 10 минут; если в течение 10 минут не выявлены какие-либо дефекты, давление доводится до пробного.
Давление должно быть выдержано в течение 15 минут и затем снижено до рабочего. Падение давления фиксируется по контрольному манометру.
Результаты гидравлических испытаний на герметичность трубопровода считаются удовлетворительными, если: во время их проведения не произошло падения давления более чем на 0,01 МПа (0,1 кгс/см2), не обнаружены признаки разрыва, течи или запотевания в сварных швах, а также течи в основном металле, фланцевых соединениях, арматуре, компенсаторах и других элементах трубопровода, отсутствуют признаки сдвига или деформации трубопроводов и неподвижных опор.
Дефекты, выявленные при испытаниях, должны быть устранены, после чего оборудование испытывают повторно. Результаты испытаний оформляются актом, ход испытания и результаты заносятся в журнал.
Согласно пункту 6.1.9 ГОСТа Р 56501-2015 промывка и дезинфекция системы горячего водоснабжения организуется и проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации, как правило, гидропневматическим способом, с соблюдением гигиенических требований СанПиН 2.1.4.2496-09.
Примечание - Дезинфекцию системы горячего водоснабжения рекомендуется производить одновременно с проведением таких работ ресурсоснабжающей организацией.
Перед началом промывки и дезинфекции исполнитель заблаговременно информирует потребителей о времени проведения таких работ.
С целью дезинфекции трубопроводов системы горячего водоснабжения, в соответствии с пунктом 3.4.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, исполнитель согласовывает с ресурсоснабжающей организацией график поставки коммунального ресурса с температурой не ниже 80° C на время проведения дезинфекции.
Действия, связанные осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ККС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом судами принято во внимание, что на момент проверки обществом не было представлено доказательств проведения испытаний, промывки, наладки систем горячего водоснабжения.
Так, общество должно было обратиться к ресурсоснабжащей организации для согласования графика подачи коммунального ресурса на период проведения спорных мероприятий.
Между тем, ресурсоснабжающая организация указала на то, что такого рода обращений от общества не поступало.
Отклоняя довод заявителя о том, что ООО "ККС" проведены испытания на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку систем отопления, факт проведения всех испытаний, промывок системы отопления, что подтверждается паспортом готовности жилого дома к эксплуатации в зимний период 2019 - 2020 гг., подписанным представителями АО "Красногорская Теплосеть", с которым ООО "ККС" заключены договоры теплоснабжения, управляющей компанией, Администрацией городского округа Красногорск Московской области, размещенным в системе АИС ГИС ЖКХ, а также силами инженерных служб управляющая компания осуществила в многоквартирных домах все необходимые работы для функционирования системы горячего водоснабжения, суды указали на то, что представленные обществом документы о проведении работ по промывке и проведении гидроиспытаний систем горячего водоснабжения многоквартирных домов составлены ООО "ККС" в одностороннем порядке, они противоречат представленным в материалы дела актам проверки готовности к отопительному периоду, подписанным как со стороны ООО "ККС", так и со стороны АО "Красногорская теплосеть", из которых следует, что соответствующие работы не проводились.
Кроме того, согласно представленным Администрацией городского округа Красногорск Московской области данным орган местного самоуправления информацией о выполнении вышеуказанных работ не обладает, подтверждающих документов в администрацию от общества не поступало.
Относительно ссылки общества на то, что на момент проведения проверки (31 октября 2019 г.) спорные многоквартирные дома были исключены из реестра лицензий Московской области (Распоряжение от 29 октября 2019 г. N 980), как находящиеся в управлении ООО "ККС", судами указано на то, что в соответствии с действующим законодательством работы по подготовке многоквартирных домов к осенне-зимнему периоду 2019 - 2020 года должны быть выполнены до 15 сентября 2019 г., в то время как спорные дома были исключены из реестра лицензий заявителя лишь 29 октября 2019 г.
Таким образом, в период, когда работы по испытанию, промывке и наладке систем горячего водоснабжения должны были выполняться исполнителем услуг на основании договора управления, спорные многоквартирные дома находились под управлением ООО "ККС" и сведения об этом находились в реестре лицензий Московской области.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО "ККС" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вина ООО "ККС" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 июня 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2020 г. по делу N А41-3341/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ККС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно ссылки общества на то, что на момент проведения проверки (31 октября 2019 г.) спорные многоквартирные дома были исключены из реестра лицензий Московской области (Распоряжение от 29 октября 2019 г. N 980), как находящиеся в управлении ООО "ККС", судами указано на то, что в соответствии с действующим законодательством работы по подготовке многоквартирных домов к осенне-зимнему периоду 2019 - 2020 года должны быть выполнены до 15 сентября 2019 г., в то время как спорные дома были исключены из реестра лицензий заявителя лишь 29 октября 2019 г.
Таким образом, в период, когда работы по испытанию, промывке и наладке систем горячего водоснабжения должны были выполняться исполнителем услуг на основании договора управления, спорные многоквартирные дома находились под управлением ООО "ККС" и сведения об этом находились в реестре лицензий Московской области.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО "ККС" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
...
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2020 г. N Ф05-19524/20 по делу N А41-3341/2020