город Москва |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А41-13199/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Аренда-Групп": Мажаевой В.С. (дов. N 13-АГ/2020 от 09.01.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления "Государственный строительный надзор Московской области": Аксютина А.О. (дов. N 467-12/18 от 24.12.2018 г.);
рассмотрев 02 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Аренда-Групп"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 г.,
по делу N А41-13199/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аренда-Групп"
к Главному управлению Государственного строительного надзора Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 02-25-089800-008 от 17 февраля 2020 г.,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Аренда-Групп" (далее - ООО "Аренда-Групп", общество, заявитель) является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:005334:80 общей площадью 4 300 кв.м. и 50:08:005334:81 общей площадью 1 187 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, г. Истра.
В период с 18 декабря 2019 г. по 24 декабря 2019 г. на основании распоряжения Главного управления Государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области, административный орган) от 13 декабря 2019 г. N 02-25-089800-2-01 в отношении ООО "Аренда-Групп", осуществляющего строительство автозаправочной станции (далее - АЗС) по адресу: Московская область, Истринский район (земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0050334:80 и 50:08:0050334:81), проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки информации, изложенной в представлении начальника Отдела надзора за строительством N 3 Управления надзора за строительством Главгосстройнадзора Московской области Гапановича А.А. от 13 декабря 2019 г.
В ходе проведения проверки должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области было установлено, что ООО "Аренда-Групп" допущены нарушения обязательных требований проектной документации и иных нормативных правовых документов в области градостроительной деятельности, а именно:
- не представлено разрешение на строительство, чем нарушены требования части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- строительство объекта осуществляется без направленного в органы государственного строительного надзора извещения о начале работ по строительству объекта капитального строительства, чем нарушены требования части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- не осуществлена оценка соответствия объекта капитального строительства в форме экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации
По результатам проверки составлен акт проверки от 24 декабря 2019 г. N 02-25-089800-4-01 (далее - акт проверки).
На основании полученных данных 24 декабря 2019 г. в отношении ООО "Аренда-Групп" составлен протокол об административном правонарушении N 02-25-089800-6-03, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Главгосстройнадзора Московской области по делу об административном правонарушении N 02-25-089800-008 от 17 февраля 2020 г. ООО "Аренда-Групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Аренда-Групп" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главгосстройнадзору Московской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2020 г, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Главгосстройнадзора Московской области по делу об административном правонарушенииN 02-25-089800-008 от 17 февраля 2020 г. о привлечении ООО "Аренда-Групп" к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 г. решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2020 г. отменено. В удовлетворении заявленных требований ООО "Аренда-Групп" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Аренда-Групп" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что оно принято с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку представленная в материалы дела проектная документация и материалы проверки не устанавливают факт осуществления строительства капитального объекта - АЗС именно обществом. При этом проектная документация была утверждена только в 2020 году, в то время как настоящая проверка проведена в декабре 2019 года, следовательно, в период проведения проверки общество не осуществляло строительство вышеуказанного объекта. Указано также на нарушение судом апелляционной инстанции части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с приобщением к материалам дела проектной документации, разработанной и утвержденной в 2020 году, то есть после проведения проверки.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Аренда-Групп" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Главгосстройнадзора Московской области против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 указанной статьи лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Из части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.
Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (строительство гаража, строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительство строений и сооружений вспомогательного использования; изменение объектов капитального строительства, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности).
Под эти исключения, не требующие проведение государственной экспертизы проектной документации, автозаправочные станции, которые представляют единый технологический комплекс зданий и сооружений капитального строительства, не подпадают.
Действия, связанные с нарушением требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Аренда-Групп" вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
При этом судом установлено, что общество является застройщиком спорного объекта и ведет строительство автозаправочной станции по адресу: Московская область, Истринский район (земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0050334:80 и 50:08:0050334:81).
На момент проведения проверки обществом осуществлен монтаж резервуаров топливораздаточных колонок, прокладка технологических трубопроводов и устройство наружных инженерных коммуникаций водоснабжения и ливневой канализации.
Привлекая общество к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, Главсстройнадзор Московской области указал на то, что обществом не осуществлена оценка соответствия объекта капитального строительства в форме экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В подтверждение факта того, что объект строительства является капитальным Главгосстройнадзором Московской области представлены письма Министерства жилищной политики Московской области от 28 августа 2020 г. N 13Исх - 13778, в соответствии с которым по результатам рассмотрения заявления ООО "Аренда-Групп" от 14 августа 2020 г. N Р001-3178670279-37221972 Министерством принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта - Автозаправочный комплекс АЗК по адресу: Московская область, Истринский район, г. Истра, в связи с отзывом заявления по инициативе заявителя, а также положительное заключение экспертизы по вышеуказанному объекту в соответствии с которым обществом на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0050334:80 и 50:08:0050334:81 осуществляется строительство Автозаправочного комплекса АЗК.
Судом также принято во внимание, что 16 августа 2019 г. ООО "Парнас" была разработана проектная документация строительства автозаправочного комплекса АЗК, утвержденная 10 августа 2020 г.
Согласно положительному заключению экспертизы "Автозаправочный комплекс АЗК" представляет собой комплекс, состоящий из операторной, мойки самообслуживания, заправочных островков ЖМТ под навесами (ТРК).
На листе 30 Положительного заключения экспертизы указаны характеристики фундамента, высоты колонн, крепление каркаса и фундамента, сварка конструкций и другие характеристики "Автозаправочного комплекса АЗК".
Автозаправочный комплекс "АЗК" подключен к системе электроснабжения, к системе водоснабжения, к системе водоотведения, что подтверждает его стационарное положение и полное соответствие характеристикам, приведенным в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0050334:80 и 50:08:0050334:81 осуществляет строительство объекта капитального строительства.
Доводы ООО "Аренда-Групп" о том, что автозаправочный комплекс АЗК является некапитальным объектом был отклонено судом, поскольку противоречит представленной проектной документации.
Ссылка общества на судебный акт по делу N А41-111364/19, которым признано недействительным предписание, выданное по результатам указанной проверки, отклонена судом, поскольку в рамках указанного дела не была исследована проектная документация, представленная административным органом.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд кассационной инстанции полагает, что факт совершения ООО "Аренда-Групп" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, доказан.
Нарушений порядка проведения проверки и привлечения лица к административной ответственности, которые могли бы явиться основанием для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Вина ООО "Аренда-Групп" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод общества о нарушении судом апелляционной инстанции пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием проектной документации подлежит отклонению, поскольку с учетом разъяснений, изложенных в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", данное обстоятельство не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иные доводы кассационной жалобы указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 г. по делу N А41-13199/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Аренда-Групп" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Автозаправочный комплекс "АЗК" подключен к системе электроснабжения, к системе водоснабжения, к системе водоотведения, что подтверждает его стационарное положение и полное соответствие характеристикам, приведенным в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
...
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд кассационной инстанции полагает, что факт совершения ООО "Аренда-Групп" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, доказан.
...
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
...
Довод общества о нарушении судом апелляционной инстанции пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием проектной документации подлежит отклонению, поскольку с учетом разъяснений, изложенных в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", данное обстоятельство не может являться основанием для отмены судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 декабря 2020 г. N Ф05-19442/20 по делу N А41-13199/2020