г. Москва |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А40-26541/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 14.12.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - акционерного общества "Делойт и Туш СНГ" - Барановой Е.А. (представителя по доверенности от 01.10.2020),
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве - Роньжиной Е.И. (представителя по доверенности от 05.10.2020),
от Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве - Осиповой А.С. (представителя по доверенности от 14.01.2020),
рассмотрев 10.12.2020 в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве и Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве
на решение от 16.06.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 31.08.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
в части
по делу N А40-26541/2020
по заявлению акционерного общества "Делойт и Туш СНГ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Делойт и Туш СНГ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по городу Москве (далее - инспекция) от 12.12.2019 N 77101933712628700004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 43 982 237,58 рублей (17/20 от суммы валютной операции) и решения Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве (далее - управление) от 24.01.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020, оспариваемые постановление и решение изменены в части назначения наказания, установлен административный штраф в размере 3/4 от суммы валютной операции, что составило 38 807 856,70 рублей.
В кассационных жалобах инспекция и управление просят отменить данные судебные акты в части снижения размера административного штрафа, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
В судебном заседании представители инспекции и управления поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представитель общества возражал против их удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей инспекции, управления и общества, обсудив доводы кассационных жалоб, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что постановлением инспекции от 12.12.2019 N 77101933712628700004 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 43 982 237,58 рублей (17/20 от суммы валютной операции) за то, что общество в нарушение положений статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, осуществило зачисление на свой счет N KZ589491100000067145, открытый в банке Altyn Bank JSC (SB of Halyk Bank JSC) (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте (казахских тенге) за оказанные услуги от ТОО "ДЕЛОЙТ ТСФ".
Решением управления от 24.01.2020 постановление инспекции оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с данными постановлением инспекции и решением управления, общество оспорило их в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Проверив требования КоАП РФ к порядку и сроку давности привлечения к административной ответственности, суды признали их соблюденными. Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
При этом суды, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, статьями 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, указаниями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", учитывая фактические обстоятельства, характер допущенного обществом правонарушения, в рассматриваемом случае не нашли оснований для применения санкции в виде 43 982 237,58 рублей штрафа (17/20 от суммы валютной операции) и признали обоснованным назначение обществу штрафа в меньшем размере, допустимом санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ - 38 807 856,70 рублей (3/4 от суммы валютной операции).
Целями привлечения к административной ответственности являются наказание правонарушителя за допущенное административное правонарушение и предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В данном случае суды исходили из того, что применение санкции в виде 38 807 856,70 рублей штрафа в данном конкретном случае отвечает достижению названных целей.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении приведенных норм материального права.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии оснований для снижения размера назначенного обществу штрафа за указанное административное правонарушение до 3/4 от суммы валютной операции, направленные на иную, чем у судов оценку обстоятельств дела, не могут быть приняты как состоятельные, поскольку их переоценка находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Из доводов кассационных жалоб инспекции и управления, материалов дела оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены принятых по делу судебных актов в обжалуемой части не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 по делу N А40-26541/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив требования КоАП РФ к порядку и сроку давности привлечения к административной ответственности, суды признали их соблюденными. Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
При этом суды, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, статьями 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, указаниями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", учитывая фактические обстоятельства, характер допущенного обществом правонарушения, в рассматриваемом случае не нашли оснований для применения санкции в виде 43 982 237,58 рублей штрафа (17/20 от суммы валютной операции) и признали обоснованным назначение обществу штрафа в меньшем размере, допустимом санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ - 38 807 856,70 рублей (3/4 от суммы валютной операции)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф05-17946/20 по делу N А40-26541/2020