город Москва |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А41-52553/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЮНИСЕРВИС": Володина И.А. (дов. от 07.09.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Крюкова Д.А. (дов. N 19-И от 17.01.2020 г.);
от третьего лица ООО "МосОблЕИРЦ": не явились, извещены;
от третьего лица АО "Мосэнергосбыт": не явились, извещены;
от третьего лица МП "ДЕЗ ЖКУ": не явились, извещены;
рассмотрев 09 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЮНИСЕРВИС"
на решение Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2020 г.,
по делу N А41-52553/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Добрый город"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконными предписаний,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Московский областной Единый информационно-расчетный центр"; акционерное общество "Мосэнергосбыт"; Муниципальное предприятие городского округа Химки Московской области "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг",
УСТАНОВИЛ: на основании обращений граждан по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги по многоквартирным домам, расположенным по адресам: Московская область, городской округ Химки: ул. Мичурина, д. 15; ул. Гоголя, д. 7; ул. Дружбы, д. 8, 8А, 12; ул. Кирова, д. 18; Куркинское шоссе д. 7; ул. Ленинградская, д. 6, 7, 17, 19; ул. 8 Марта, д. 7; ул. Маяковского, д. 11; ул. Машинцева, д. 9; ул. Московская, д. 5, 32Б; ул. Молодежная, д. 4; ул. Панфилова, д. 9, 12, 13; ул. Пролетарская, д. 6, 11; ул. Пожарского, д. 6; ул. Первомайская, д. 16; проспект Мира, д. 10, 11; мкр. Подрезково, ул. Северная, д. 1; ул. Школьная, д. 1; мкр. Планерная, д. 18; ул. Родионова, д. 9, 9А; ул. Совхозная, д. 4А; ул. Строителей, д. 4А; мкр. Сходня, 2-й Мичуринский тупик, д. 8; ул. 9 Мая, д. 10, 12, 18Б; ул. Энгельса, д. 16; Юбилейный проспект, д. 74; мкр. Подрезково, ул. Новозаводская, д. 9 и в соответствии с распоряжением от 26 марта 2019 г. N 08ОГ/20-117-35-20-2019 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция, административный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Добрый город" (далее - ООО "Добрый город", заявитель, общество) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг в вышеуказанных многоквартирных жилых домах.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что общество в нарушение требований части 2 статьи 154, частей 1, 2, 6 статьи 155, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 31, 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в платежных документах за январь 2019 года доначислена коммунальная услуга электроэнергия, предоставленная на общедомовые нужды за 2016 год.
По результатам внеплановой документарной проверки административным органом составлен акт проверки от 27 марта 2019 г. N 08ОГ/20-1117-35-20-2019, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
27 марта 2019 г. Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" выданы ООО "Добрый город" предписания N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/1, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/2, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/3, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/4, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/5, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/6, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/7, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/8, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/9, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/10, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/11, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/12, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/13, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/14, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/15, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/16, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/17, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/18, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/19, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/19, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/20, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/21, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/22, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/23, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/24, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/25, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/26, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/27, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/28, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/29, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/30, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/31, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/32, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/33, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/34, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/35, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/36, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/37, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/38, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/39, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/40 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которыми предписано в срок до 01 июля 2019 г. направить письмо в адрес ООО "МосОблЕИРЦ" о перерасчете платы за коммунальную услугу электроэнергия, предоставленную на общедомовые нужды за 2016 год, а также о дальнейшем исключении доначислений из единых платежных документов по многоквартирным домам (пункт 1 предписания) и проконтролировать исполнение письма ООО "МосОблЕИРЦ" о перерасчете платы за коммунальную услугу электроэнергия, предоставленную на общедомовые нужды за 2016 год, а также о дальнейшем исключении доначислений из единых платежных документов по многоквартирным домам (пункт 2 предписания).
Считая свои права нарушенными, ООО "Добрый город" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконными предписаний от 27 марта 2019 г. N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/1, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/2, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/3, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/4, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/5, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/6, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/7, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/8, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/9, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/10, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/11, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/12, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/13, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/14, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/15, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/16, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/17, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/18, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/19, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/19, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/20, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/21, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/22, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/23, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/24, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/25, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/26, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/27, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/28, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/29, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/30, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/31, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/32, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/33, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/34, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/35, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/36, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/37, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/38, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/39, N 08ОГ/20-1117-35-20-2019/40.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Добрый город" переименовано в общество с ограниченной ответственностью "ЮНИСЕРВИС" (далее - ООО "ЮНИСЕРВИС") на основании протокола общего собрания от 18 августа 2020 г. N 8, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 27 августа 2020 г. внесена соответствующая запись.
В кассационной жалобе ООО "ЮНИСЕРВИС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ЮНИСЕРВИС" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно подпунктам 1 и 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктом 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пунктом 37 Правил N 354).
В правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлены следующие основания, позволяющие исполнителю произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, а именно:
наличие расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период (пункт 61 Правил N 354);
обнаружение факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета (пункт 62 Правил N 354);
временное, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствие потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (пункт 86 Правил N 354);
предоставление в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов (пункт 98 Правил N 354).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемые предписания выданы уполномоченным органом, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку доначисленная и взимаемая обществом коммунальная услуга за электроэнергию, предоставленная на общедомовые нужды за 2016 год, указанная обществом в платежных документах за январь 2019 г., является необоснованной, так как Правила N 354 не устанавливают возможность для проведения перерасчета (доначисления) платы за коммунальные услуги вследствие недополучения денежных средств по вине исполнителя коммунальных услуг.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и не противоречат действующему законодательству. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом, однако при установленных судами обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2020 г. по делу N А41-52553/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЮНИСЕРВИС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"предоставление в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов (пункт 98 Правил N 354).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемые предписания выданы уполномоченным органом, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку доначисленная и взимаемая обществом коммунальная услуга за электроэнергию, предоставленная на общедомовые нужды за 2016 год, указанная обществом в платежных документах за январь 2019 г., является необоснованной, так как Правила N 354 не устанавливают возможность для проведения перерасчета (доначисления) платы за коммунальные услуги вследствие недополучения денежных средств по вине исполнителя коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2020 г. N Ф05-19933/20 по делу N А41-52553/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19933/20
12.08.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10282/20
07.07.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-52553/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-52553/19