город Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А40-239701/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Баканов А.В., доверенность от 07.08.2019;
от заинтересованного лица: Арутюнян И.С., доверенность от 30.12.2019;
от третьих лиц: от Департамента городского имущества города Москвы: Ивашурина А.А., доверенность от 25.12.2019; от Департамента экономической политики и развития города Москвы: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 09 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на решение от 10 февраля 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 10 августа 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-239701/19
по заявлению ООО "УК "ЭКСПЕРТ ЭСТЕЙТ"
об оспаривании отказа
к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "ЭКСПЕРТ ЭСТЕЙТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании недействительным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменения сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005019:78 в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28.10.2016 N 31306 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: Москва, ул. 15-я Парковая, вл. 46Б" (далее - Распоряжение N 31306), оформленного в виде уведомления от 26.09.2019 N 77-0-1-71/3145/2019-833, и об обязании Управления внести изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005019:78 в соответствии с Распоряжением N 31306.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Департамент экономической политики и развития города Москвы, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя и третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 19.06.2019 общество обратилось с заявлением в Управление за предоставлением государственной услуги - осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005019:78, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 15-я Парковая, вл. 46Б, а именно: за изменением сведений о виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с Распоряжением N 31306, приложив к заявлению судебные акты по делу N А40-91449/17 и Распоряжение N 31306.
Указанные обстоятельства подтверждаются описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 19.06.2019.
26.06.2019 Управление осуществило приостановление государственного кадастрового учета, оформленное в виде уведомления от 26.06.2019 N 77-0-1-71/3145/2019-883.
Общество, полагая, что вышеуказанный отказ не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и законодательству города Москвы и нарушает права общества, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суды пришли обоснованному выводу о том, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований, руководствуясь следующим.
Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с положениями Федерального закона N 218-ФЗ, при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Федерального закона N 218-ФЗ, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество обратилось в Управление за внесением изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005019:78 в соответствии с Распоряжением N 31306.
Имея распорядительный документ Департамента городского имущества города Москвы, общество полагало привести в соответствие с этим документом сведения, содержащиеся в государственном реестре о виде разрешенного использования земельного участка, в чем Управлением отказано.
Указанный отказ Управление обосновало тем обстоятельством, что у Департамента городского имущества города Москвы отсутствуют полномочия по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
В настоящем случае указанные доводы Управления о том, что общество обратилось за изменением вида разрешенного использования земельного участка, обоснованно отклонены судами ввиду следующего.
Судами установлено, что общество приобрело объект недвижимости - подземный гараж-стоянку с административными помещениями в надземной части с кадастровым номером 77:03:0005019:1135 по договору купли-продажи недвижимого имущества от 01.03.2016 у ООО "КНТ-СТРОЙ". Договор зарегистрирован в установленном порядке 06.06.2016 Управлением, запись в Едином государственном реестре недвижимости N 77-77/033-77/033/012/2016-50/2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.06.2016.
Указанное здание является вновь построенным, принято в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 15.03.2012, право собственности ООО "КНТ-СТРОЙ" на вновь возведенный объект зарегистрировано 27.01.2016.
Здание с кадастровым номером 77:03:0005019:1135, как следует из технического паспорта от 24.11.2011, является подземным гаражом-стоянкой с административными помещениями в наземной части, которое расположено на земельном участке, площадью 3.940 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0005019:78, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - разработка проектно-сметной документации и строительство подземного гаража-стоянки с административными помещениями в надземной части.
Земельный участок, на котором располагается объект капитального строительства, являющийся собственностью общества, предоставлен ООО "КНТ-СТРОЙ" по договору аренды от 04.09.2008 N М-03-508588, который предусматривал разрешенное использование земельного участка - разработка проектно-сметной документации и строительство подземного гаража-стоянки с административными помещениями в надземной части.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП (далее - Положение N 99-ПП), Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
Пунктом 4.2.7 Положения N 99-ПП установлено, что на основании и во исполнение федерального законодательства, Закона г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав г. Москвы), законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы Департамент принимает решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Судами установлено, что общество 21.09.2016 обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005019:1135, район Северное Измайлово, ул. 15-я Парковая, 46Б, как собственник объекта недвижимого имущества, находящегося на указанном земельном участке.
22.02.2017 Департамент городского имущества города Москвы письмом N 33-5-24592/2017-(0)-1 уведомил общество о том, что 28.10.2016 им издано Распоряжение N 31306, предусматривающее уточнение границ, изменение разрешенного использования и адреса земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005019:1135.
Общество, полагая, что Распоряжение N 31306 является незаконным в части подпункта 3.2 пункта 3, которым установлен вид разрешенного использования земельного участка "Деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)), обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2017 по делу N А40-91449/17 заявление общества удовлетворено. Суд признал недействительным (незаконным) подпункт 3.2 пункта 3 Распоряжения N 31306 и обязал Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке и сроки.
Суд апелляционной инстанции отметил, что вопреки доводам Управления общество не просило изменить вид разрешенного использования земельного участка, а фактически просило привести его в соответствие с Распоряжением N 31306.
При этом доводы Управления в части отсутствия полномочий у Департамента городского имущества города Москвы по установлению видов разрешенного использования земельных участков обоснованно признаны судами несостоятельными.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор N 540) и действует с 24.12.2014.
В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Суды обоснованно отметили, что в рамках указанных норм Департамент городского имущества города Москвы имеет полномочия по приведению в соответствие Классификатору видов разрешенного использования.
Распоряжением N 31306 вид разрешенного использования земельного участка приведен в соответствие с требованиями законодательства и не может быть расценен как изменение вида разрешенного использования.
Как обоснованно заключили суды, издавая Распоряжение N 31306, Департамент городского имущества города Москвы действовал в рамках своей компетенции и в порядке, который установлен земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации и города Москвы в момент издания Распоряжения N 31306.
Также суды обоснованно заключили, что обществом представлены Управлению все документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ для осуществления государственного кадастрового учета изменения сведений о виде разрешенного использования земельного участка.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа и удовлетворили заявленные обществом требования, обязав Управление зарегистрировать право собственности заявителя на указанные объекты.
Суды также обоснованно заключили, что совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2020 года по делу N А40-239701/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
...
Как обоснованно заключили суды, издавая Распоряжение N 31306, Департамент городского имущества города Москвы действовал в рамках своей компетенции и в порядке, который установлен земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации и города Москвы в момент издания Распоряжения N 31306.
Также суды обоснованно заключили, что обществом представлены Управлению все документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ для осуществления государственного кадастрового учета изменения сведений о виде разрешенного использования земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 декабря 2020 г. N Ф05-20085/20 по делу N А40-239701/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20085/20
10.08.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21550/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-239701/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-239701/19