г. Москва |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А40-245589/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.,
судей Горшковой М.П., Тутубалиной Л.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Косолапов П.В., дов. от 21.07.2020
от ответчика: не явился, уведомлен
от третьего лица: не явился, уведомлен
рассмотрев 09 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
ГКУ города Москвы Дирекции капитального ремонта Департамента капитального
ремонта города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2020 года,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 01 сентября 2020 года,
по иску ГКУ города Москвы Дирекции капитального ремонта Департамента
капитального ремонта города Москвы
к ООО "СтройСтандарт"
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Главное контрольное управление города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ГКУ города Москвы Дирекции капитального ремонта Департамента капитального ремонта города Москвы к ООО "СтройСтандарт" о взыскании неосновательного обогащения в размере 23 037 730 руб. 53 коп. по государственному контракту от 10.04.2017 N 0173200001417000045_50101.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ГКУ города Москвы Дирекции капитального ремонта Департамента капитального ремонта города Москвы обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.04.2017 Учреждением (государственным заказчиком) и Обществом (генеральным подрядчиком) был заключен государственный контракт о N 0173200001417000045_50101 (далее - Контракт) на выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств) по адресу: г. Москва, ЦАО, Садовое кольцо, от Серпуховской пл. до Октябрьской пл. (Сегмент 13).
В соответствии с п. 3.1 Контракта, цена контракта составляет 687 330 830 руб. 23 коп.
Работы по контракту генподрядчиком выполнены в полном объеме без замечаний и полностью оплачены государственным заказчиком, что подтверждается платежными поручениями от 04.10.2017 N 2452, N 2456, от 17.10.2017 N 2696, 2695, от 24.10.2017 N 2718, от 13.10.2017 N 2580, от 27.12.2017 N 3329, N 3326, от 29.11.2017 N 3003, N 3002, N 3001, от 30.10.2017 N 2753, от 27.12.2017 N 3330, от 29.12.2017 N 3450, от 28.12.2019 N 3400, N 3407.
При этом, информация об исполнении контракта подтверждается актами государственной и приемочной комиссий по приемке работ по государственному контракту от 10.04.2017 N 0173200001417000045_50101, а именно от 12.12.2017, 30.08.2017, 10.08.2017 (3 акта), 12.06.2017.
Так, в соответствии с приказом Главного контрольного управления города Москвы N 264 от 11.10.2018 "О назначении мероприятия по контролю в финансовобюджетной сфере", N 327 от 04.12.2018 "О продлении срока проведения проверки", N 348 от 24.12.2018 "Об изменении проверяемого периода" проведена плановая выездная проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на благоустройство улиц и общественных пространств, в отношении ГКУ "ДКР" за период 01.01.2016 по 25.01.2019 включительно.
Как указал истец, по результатам контрольного обмера объемов выполненных работ по установке опор освещения, проведенного 14.12.2018 и 17.12.2018 представителями ГКУ "ДКР", подрядной организации ООО "СтройСтандарт" в присутствии специалистов Главконтроля, установлено, что фактически на проверенных объектах отсутствовали принятые согласно актам о приемке выполненных работ опоры (расценки ТСН 2000.1-1.24-5-98 "Опоры для наружного освещения города, силовые фланцевые трубчатые металлические с горячим оцинкованием, в комплекте с монтажными частями, тип СФ"), вместо них установлены опоры других марок: ОС 0,8- 0,9; ОС 1.0-11; ОС 1.3-11, ОС 1,5-9,0; ОС 1,8-11; ОС 1,0-11 2В; ОС 2,1-9,0; ОС 0,9-9,0, что подтверждено представленными Учреждением паспортами на опоры, исполнительными схемами (чертежами) установки опор по объектам, подписанными представителями подрядной организации, актами сдачи-приемки объектов наружного освещения, подписанными представителями подрядной организации, учреждения, балансодержателя - ГУП "Моссвет".
В результате сопоставления стоимости опор, включенных в акты о приемке выполненных работ по контракту и стоимости фактически установленных на объектах опор, определенной на основании расценок ТСН 2000.1, установлено завышение стоимости опор на сумму 23 037 730 руб. 53 коп.
По итогам указанной выше проверки был составлен акт проверки от 14.02.2019 N 26/03.
03.04.2019 Главное контрольное управление города Москвы направило в адрес ГКУ "ДКР" Предписание N ПР-37/03 ДСП от 29.03.2019 с требованием принять меры по возмещению в бюджет города Москвы излишне оплаченных средств Обществу по Контракту.
Согласно п. 12.2 Контракта, в случаях, установленных проверками государственного заказчика и/или проверками уполномоченных контрольных органов, нецелевого использования генподрядчиком денежных средств и/или завышения стоимости выполненных работ генподрядчик обязан в течение 15 (пятнадцать) календарных дней с даты получения уведомления государственного заказчика возвратить сумму, использованную не по целевому назначению, и/или завышения стоимости выполненных работ.
07.06.2019 истец направил в адрес Общества претензию N 10-08-136/9 о возврате в бюджет города Москвы денежных средств в размере 23 037 730 руб. 53 коп., которая ответчиком оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд города Москвы с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 421, 702, 708, 709, 711, 720, 746, 753 ГК РФ, исходили из того, что спорые работы фактически приятны ответчиком, обязанности по Контракту выполнены Обществом в полном объеме, что следует из двусторонних актов, подписанных сторонами, в связи с чем ответчик не мог неосновательно обогатиться за счет истца, так как подрядчиком было осуществлено равноценное встречное представление в рамках сложившихся между правоотношений.
Заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2020 года по делу N А40-245589/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
М.П. Горшкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, руководствуясь положениями статей 309, 310, 421, 702, 708, 709, 711, 720, 746, 753 ГК РФ, исходили из того, что спорые работы фактически приятны ответчиком, обязанности по Контракту выполнены Обществом в полном объеме, что следует из двусторонних актов, подписанных сторонами, в связи с чем ответчик не мог неосновательно обогатиться за счет истца, так как подрядчиком было осуществлено равноценное встречное представление в рамках сложившихся между правоотношений."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 декабря 2020 г. N Ф05-20645/20 по делу N А40-245589/2019