город Москва |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А40-320540/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Галстян В.В., доверенность от 13.01.2020;
от заинтересованного лица: Садовская Ю.С., доверенность от 26.12.2019;
рассмотрев 08 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "МЕДЛАЙН СЕРВИС"
на решение от 12 марта 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20 августа 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-320540/19
по заявлению ООО "МЕДЛАЙН СЕРВИС"
об оспаривании постановления
к Госинспекции по недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МЕДЛАЙН СЕРВИС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Госинспекции по недвижимости (далее - инспекция) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу N 2516-ЗУ/9081673-19 в отношении общества и прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "МЕДЛАЙН СЕРВИС" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением инспекции от 19.11.2019 N 2516-ЗУ/9081673-19 общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 6.7 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы).
Данным постановлением общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 3.090.051 руб.
При вынесении постановления инспекция исходила из того, что по адресу: г. Москва, Бульвар Яна Райниса, вл. 14, корп. 1, расположен земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003006:22. В границах земельного участка расположено нежилое помещение, площадью 1.615,4 кв.м, с кадастровым номером 77:08:0003006:10446 и адресными ориентирами: г. Москва, Бульвар Яна Райниса, д. 14, корп. 1, принадлежащее на праве собственности обществу, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 20.04.2017 N 77:08:0003006:10446-77/008/2017-4.
Главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по СЗАО инспекции Чернявским Ю.А. 02.10.2019 проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: г. Москва, Бульвар Яна Райниса, вл. 14, корп. 1.
В ходе обследования инспекцией установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003006:22, площадью 5.730 кв.м, и адресным ориентиром: г. Москва, Бульвар Яна Райниса, вл. 14, корп. 1, земельно-правовыми отношениями не обременен.
На указанном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом 1981 года постройки, площадью 6.897,8 кв.м, со встроено-пристроенными нежилыми помещениями с кадастровым номером 77:08:0003006:1025 и адресным ориентиром: г. Москва, Бульвар Яна Райниса, д. 14, корп. 1.
В ходе планового (рейдового) обследования, проведенного инспекцией установлено, что к указанным нежилым помещениям возведены пристройки, площадью 51,2 кв.м, используемые под входные группы.
В силу пункта 1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
Госинспекция обладает полномочиями по выявлению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контролю за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого использования) земельного участка.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП (далее - Правила землепользования), вышеуказанный земельный участок относится к территориальной зоне сохраняемого землепользования (индекс "Ф").
В соответствии с пунктом 3.3.2 Правил землепользования, во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН (Публичная кадастровая карта).
Вид разрешенного использования в соответствии с данными кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0003006:22 и адресным ориентиром: г. Москва, Бульвар Яна Райниса, вл. 14, корп. 1, установлен, как для эксплуатации магазина по продаже промышленных товаров.
Таким образом, инспекцией установлено, что общество использует земельный участок с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, что является нарушением пункта 1 статьи 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48).
Данный факт зафиксирован в рапорте о результатах планового (рейдового) обследования от 02.10.2019 N 9081673, а также сведениями из информационной системы Департамента городского имущества города Москвы, которые имеются в материалах дела.
По факту выявленного правонарушения должностным лицом инспекции в присутствии представителя общества по доверенности от 16.10.2019 Исмаилова А.М. составлен протокол об административном правонарушении от 16.10.2019 N 9081673. О времени и месте составления протокола общество извещено телеграммой, которая 04.10.2019 вручена представителю общества - секретарю Гросман.
На основании протокола об административном правонарушении от 16.10.2019 N 9081673 заместителем начальника Управления административного производства инспекции Бокаревой А.А. 19.11.2019 в отсутствие представителя общества вынесено постановление N 2516-ЗУ/9081673-19 о привлечении общества к административной ответственности по части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы с назначением административного штрафа в размере 3.090.051 руб. О времени и месте вынесения постановления представитель общества уведомлен надлежащим образом определением от 29.10.2019.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона N 48, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
В силу пункта 6 статьи 7 Закона N 48, запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно статьям 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник, арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использование с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона N 48, запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В силу части 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, в связи с чем, возможность осуществления строительства и реконструкции объекта капитального строительства градостроительное законодательство связывает с наличием у застройщика прав на землю.
В соответствии с частью 1 статьи 47 ГрК РФ, инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с частью 4.1 статьи 47 ГрК РФ, результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику.
В силу части 2 статьи 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 11 статьи 48 ГрК РФ, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика, результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка.
В силу части 1 статьи 57.3 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
В силу части 9 статьи 49 ГрК РФ, результатом экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является положительное заключение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии с частью 1 статьи ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ, документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу части 2 статьи 55.24 ГрК РФ, эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Аналогичные нормы содержатся в статьях 45-50 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы).
Таким образом, осуществленная реконструкция здания при отсутствии градостроительного плана земельного участка, результатов инженерных изысканий, проектной документации, положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, а также факт эксплуатации здания до получения разрешения на ввод в эксплуатацию, свидетельствуют о наличии нарушения требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных градостроительным законодательством, а именно: усматриваются нарушения пункта 6 статьи 7, пункта 1 статьи 28 Закона г N 48, статей 47, 48, 49, 51, 55, 55.24, 57.3 ГрК РФ, статьей 45-50 Градостроительного кодекса города Москвы.
Перечень случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется, предусмотрен постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (далее - Постановление N 432-ПП).
Возведение пристроек не относится к случаям, предусмотренным Постановлением N 432-ПП, при которых получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, осуществленное строительство пристроек при отсутствии оформленных для целей строительства (реконструкции) прав на землю, градостроительного плана земельного участка, результатов инженерных изысканий, проектной документации, положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, а также факт эксплуатации пристроек до получения разрешения на ввод в эксплуатацию свидетельствуют о нарушении обществом пункта 1 статьи 28 Закона N 48.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
Судами обоснованно отклонен довод общества о том, что оно не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку на момент совершения административного правонарушения норма части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы не действовала.
Вменяемое обществу административное правонарушение, подпадающее под часть 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, заключается в использовании земельного участка с нарушением норм градостроительного законодательства после вступления в законную силу указанной нормы КоАП г. Москвы, а также приведенных в протоколе от 16.10.2019 N 9081673 норм законодательства.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что действия, по факту которых в отношении общества возбуждено настоящее дело, совершены в период действия примененного закона.
Вменяемое обществу правонарушение, квалифицированное по части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы, обнаружено 02.10.2019, что отражено в рапорте от 02.10.2019 N 9081673.
Суды установили, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на момент рассмотрения дела не истек.
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которого выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения, установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
Также суды обоснованно заключили, что поскольку юридическое лицо продолжает использовать земельный участок с реконструированным без разрешения на строительство зданием, оно продолжает совершать длящееся административное правонарушение, факт которого выявлен 02.10.2019, то есть с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, как установлено судами, обществу вменено длящееся нарушение, выразившееся в использовании земельного участка с нарушением требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных с возведением на нем здания, при этом обществу вменен только период, выявленный 02.10.2019, а не период 2016 года, когда еще не действовала часть 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что срок давности привлечения общества к административной ответственности инспекцией не нарушен.
Также суды обоснованно отклонили довод общества о необходимости снизить сумму штрафа по следующим основаниям.
Частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы для юридического лица установлен размер штрафа от 1,5 % до 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно сведениям из ЕГРН и публичной кадастровой карты Росреестра кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003006:22 составляет 206.003.412,90 руб.
Размер административного штрафа в случае наложения его в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003006:22 составляет 3.090.051 руб.
Размер административного штрафа в случае наложения его в размере 2 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0003006:22 составит 4.120.068 руб.
Таким образом, как установили суды, при назначении наказания инспекцией приняты во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность, а именно: вышеуказанное правонарушение общества совершено впервые и ему назначен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном частью 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы - 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Также суды обоснованно отклонили как недоказанный довод общества о том, что установленный оспариваемым постановлением размер штрафа является для него чрезмерным.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Суды обоснованно заключили, что обществом не приведено достаточных и исчерпывающих доказательств исключительности обстоятельств, приведших к совершению административного правонарушения.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также степень вины общества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что инспекцией соразмерно и обоснованно назначено обществу за выявленное административное правонарушение наказание в виде минимального штрафа, установленного санкцией части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 марта 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2020 года по делу N А40-320540/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "МЕДЛАЙН СЕРВИС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
...
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также степень вины общества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что инспекцией соразмерно и обоснованно назначено обществу за выявленное административное правонарушение наказание в виде минимального штрафа, установленного санкцией части 1.1 статьи 6.7 КоАП г. Москвы."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2020 г. N Ф05-20006/20 по делу N А40-320540/2019