город Москва |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А41-39765/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ФЕНИКС": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского округа Егорьевск Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "Спецмелиоводхоз": не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 10 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2020 г.,
по делу N А41-39765/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФЕНИКС"
к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области
о признании незаконным решения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Администрация городского округа Егорьевск Московской области; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз"; Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области,
УСТАНОВИЛ: обществу с ограниченной ответственностью "ФЕНИКС" (далее - ООО "ФЕНИКС", общество, заявитель) на праве собственности принадлежит нежилое здание - коровник, кадастровый номер 50:30:0040301:1067, общей площадью 2 134,8 кв.м., расположенное по адресу: Московская обл., Егорьевский район, д. Холмы, д. 9А (далее - нежилое здание).
Указанное нежилое здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040302:1699, общей площадью 11 027 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - животноводство и относится к землям государственная собственность на которые не разграничена.
30 ноября 2018 г. общество обратилось в Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040302:1699.
По результатам рассмотрения указанного заявления Комитетом было принято решение от 28 января 2019 г. об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность без проведения торгов" в связи с отсутствием прав заявителя на объект капитального строительства, расположенного на испрашиваемом им земельном участке.
Указано так же на то, что решение об отказе принято на основании сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 16 января 2019 г. N 4-З (пункт 284) (далее - Сводное заключение).
Считая свои права нарушенными, ООО "ФЕНИКС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании незаконным решения от 28 января 2019 г. N 140-01-005исх/521 и об обязании Комитет в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда направить в адрес ООО "ФЕНИКС" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040302:1699.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Егорьевск Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений "Спецмелиоводхоз", Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2019 г. по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Геострой-Проект", эксперту Лукину Евгению Витальевичу.
На разрешение эксперта был поставлен следующий вопрос: определить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации здания производственного назначения (коровник), 1-этажное кадастровый номер 50:30:0040301:1067, общей площадью 2 134,8 кв.м, инв. N 14-1261 лит.Б, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, дер. Холмы, д. 9а.
По результатам проведенного экспертного исследования экспертом было подготовлено экспертное заключение (шифр 19234), в котором экспертом был сделан вывод по поставленному вопросу о том, что площадь земельного участка для эксплуатации производственного назначения (коровник), 1-этажное, кадастровый номер 50:30:0040301:1067, общей площадью 2 134,8 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, Егорьевский район, д. Холмы, д. 9А, необходима 9 900 - 12 370 кв.м, что составляет в среднем 11 135 кв.м.
Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 11 027 +/- 74 кв.м, что соответствует среднему нормативному значению необходимой площади согласно Методическим рекомендациям по технологическому проектированию ферм крупного рогатого скота крестьянских (фермерских) хозяйств РД-АПК N 1.10.01.03-12, утв. 06 июля 2012 г. Минсельхозом России.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие доказательств подтверждающих, что общество является законным владельцем построек, расположенных на спорном земельном участке, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0040302:1699 помимо зарегистрированного за обществом нежилого здания - коровник, расположены и иные строения, сведения о которых в ЕГРН отсутствуют. Предоставление спорного земельного участка в собственность заявителю может повлечь нарушение прав и законных интересов иных возможных владельцев объектов недвижимого имущества, расположенных в границах данного земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ФЕНИКС" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 названного Кодекса.
Из пунктов 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает законные права и интересы общества, поскольку на испрашиваемом обществом в собственность земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности.
При этом судами установлено, что обществом был представлен полный комплект документов, необходимый для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера Трунова К.С. от 31 марта 2020 г., на спорном земельном участке расположено лишь здание с кадастровым номером 50:30:0040301:1067, других зданий в границах земельного участка не обнаружено. Как следует из схемы расположения здания на земельном участке, оно имеет сложную конфигурацию, что могло повлечь ошибочный вывод комитета о нахождении на земельном участке других зданий (сооружений).
Относительно довода Комитета о частичном расположении испрашиваемого земельного участка в зоне мелиорируемых земель судами указано на то, что расположение земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040302:1699 в санитарно-защитной зоне промышленных, коммунально-складских предприятий и кладбищ не является основанием для его ограничения в гражданском обороте.
При этом судами приняты во внимание письменные пояснения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, по настоящему делу, из которых следует, что спорный земельный участок находится вне земель с мелиоративной системой, иной информацией третье лицо не располагает.
Доказательства того, что в настоящее время на спорном земельном участке расположена мелиоративная система, Комитетом в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 февраля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2020 г. по делу N А41-39765/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф05-20619/20 по делу N А41-39765/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20619/20
03.09.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5022/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-39765/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-39765/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-39765/19