город Москва |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А40-11950/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Филеев О.В., доверенность от 31.12.2019;
от заинтересованного лица: Джафаров А.Д., доверенность от 15.06.2020;
рассмотрев 10 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Газпромнефть Марин Бункер"
на решение от 18 июня 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 27 августа 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-11950/20
по заявлению ООО "Газпромнефть Марин Бункер"
об оспаривании решения
к Центральной энергетической таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпромнефть Марин Бункер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - таможенный орган) о признании недействительным решения от 16.10.2019 N 10006000/161019/0000144 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10006040/061216/0014673.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Газпромнефть Марин Бункер" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Центральной энергетической таможней проведена камеральная таможенная проверка полной таможенной декларации N 10006040/061216/0014673, поданной на ВТД 10006040/141016/0012422.
По результатам камеральной проверки таможней составлен акт от 30.08.2019 N 10006000/210/300819/А0009, полученный обществом 09.09.2019.
В связи с несогласием общества с изложенными в акте проверки выводами и предложениями обществом направлены в таможенный орган возражения на акт камеральной проверки.
16.10.2019 таможенным органом принято решение N 10006000/161019/00000144 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации, в соответствии с которым общество обязано внести изменения в ПВД, которое получено обществом 28.10.2019.
В адрес общества таможенным органом направлено уведомление от 13.11.2019 N 10006000/У2019/0000107 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в сумме 4.947.430,21 руб.
28.11.2019 платежными поручениями N 765702, N 765703, N 765707, N 765708 обществом перечислены таможенные платежи, указанные в уведомлении.
Суды отметили, что в обоснование заявленных требований заявитель сослался на отсутствие оснований для доначисления таможенных платежей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
06.12.2016 таможенным представителем ООО "Алет" от имени общества на Северо-Западный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни подана и зарегистрирована ПВД N 10006040/061216/0014673 на вывоз за пределы таможенной территории Таможенного союза припасов: товар N 1 - "газойли для прочих целей, эксплуатационные припасы (бункеровка), судовое маловязкое топливо СМТ (DMA) вид Э, содержание серы 0,0740 мас. %, перегон при 250 гр. С 8,0 об. % (ASTM D86), перегон при 350 гр. С 93,0 об. % (ASTM D86) СТО 00148725-004-2011, производитель: АО "Газпромнефть-Московский НПЗ" в количестве 90 тонн, классификационный код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 2710194600; товар N 2 - "топлива жидкие, мазуты для прочих целей, эксплуатационные припасы (бункеровка), мазут топочный универсальный МТУ-380, с содержанием серы 2,38 мас. %, температура начала кипения 205 гр. С (ASTM D86), темп, вспышки в откр. тигле 156 гр. С (ASTM D92), количество керосино-газойлевых фракций, перегоняющихся до 350 гр. С (ASTM D1160) 16 об. %, перегон при 250 гр. С 3 об. % (ASTM D86) перегон при 350 гр. С 28 об. % (ASTM D86) ТУ 0252-002-89142388-2016, производитель ООО "Газпромнефть терминал СПб" в количестве 780 тонн, классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 2710196601 на судне "Finnstar" (ИМО N 9319442), флаг Финляндия, без начисления и уплаты таможенных платежей. Страна назначения - Финляндия.
Всего 17.10.2016 на судно в качестве припасов по ПВД N 10006040/061216/0014673 выпущено и погружено 780 тонн мазута и 90 тонн дизельного топлива.
Согласно документам, представленным при таможенном оформлении судна "Finnstar" (генеральная (общая) декларация на приход (General Declaration) от 17.10.2016 (графа 6) и на отход от 17.10.2016 (графы 6, 12), портом назначения вышеуказанного судна является порт Helsinki (Финляндия).
Исходя из поручения на погрузку припасов от 17.10.2016 N 332/16/СПБ, предполагаемый маршрут судна "Finnstar" после убытия с территории Российской Федерации является порт Helsinki (Финляндия).
В соответствии с поручением на погрузку припасов от 17.10.2016 N 332/16/СПБ и бункерными накладными от 17.10.2016 N 2642N-W, 2643N-W на судно "Finnstar" 17.10.2016 в порту Санкт-Петербург погружено 90 тонн дизельного топлива и 780 тонн мазута в качестве припасов, при этом в бункерных отсеках судна (согласно судовой декларации о припасах (Shrill's Stores) от 17.10.2016) оставалось 198,2 тонн мазута и 104,5 тонн дизельного топлива.
Согласно Cargo Manifest (грузовой манифест) от 17.10.2016, на судно погружен некоммерческий груз - роллтрейлеры МА 20, МА 40, МА 60 общим весом 40.000 кг. Порт назначения - Хельсинки.
В соответствии со Стандартом 15 главы 4 "Припасы" специального приложения "J" Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенной в Киото 18.05.1973 (далее - Киотская конвенция) в редакции протокола от 26.06.1999, средствам водного транспорта и воздушным судам, отбывающим в конечный пункт назначения за рубежом, разрешается доставить на борт с освобождением от пошлин и налогов: припасы в количествах, которые таможенная служба признает обоснованными с учетом численности пассажиров и экипажа, продолжительности рейса или полета и любого количества таких припасов, уже имеющихся на борту; припасы для потребления, необходимые для их эксплуатации и технического обслуживания, в количествах, признанных обоснованными для эксплуатации и технического обслуживания во время рейса или полета с учетом также любого количества таких припасов, уже имеющихся на борту.
Отношения, возникающие в торговом мореплавании, в Российской Федерации регулирует Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ).
Согласно статье 2 КТМ РФ, под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа; рыболовства; проведения морских ресурсных исследований; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки; поисковых и спасательных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.
В целях упорядочения производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства (FAL), заключенной в г. Лондоне 09.04.1965 (далее - Конвенция по облегчению международного морского судоходства), Таможенного кодекса Российской Федерации и КТМ РФ Государственным Таможенным комитетом Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной пограничной службой Российской Федерации разработано Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденное приказом ГТК России от 12.09.2001 N 892 (далее - Положение N 892).
В Положении N 892 определены документы, применяемые при таможенном оформлении и таможенном контроле судна и грузов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения N 892, основным документом, содержащим сведения, требуемые таможенным органом для проведения таможенного контроля при прибытии и убытии морского судна, установлена Общая декларация (ИМО генеральная (общая) декларация), которая должна содержать следующие сведения: название; национальная принадлежность; о регистрации; тоннаж; фамилия капитана; наименование и адрес судового агента в порту прихода или отхода; краткое описание грузов (товаров); число членов экипажа на борту судна; число пассажиров на борту судна; краткие сведения о рейсе; дата и час прихода или отхода судна; порт прихода или отхода судна; место стоянки судна в порту.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Положения N 892, основным документом, содержащим требуемые таможенным органом сведения о грузах (товарах и транспортных средствах), находящихся на судне, установлена Декларация о грузе (ИМО декларация о грузе), которая должна содержать следующие сведения при его отходе: название; национальная принадлежность; фамилия капитана; порт назначения; в отношении груза (товара), взятого в данном порту: маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров); номера коносаментов на грузы (товары), взятые в порту отхода.
В соответствии с указанием ГТК России, изложенным в письме от 18.10.2001 N 01-06/41933 "О направлении образцов форм документов", при таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания и перевозимых ими товаров, используются документы, список и содержание которых утверждены Конвенцией по облегчению международного морского судоходства.
Стандартом 2.2 Конвенции по облегчению международного морского судоходства установлено, что общая декларация служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о судне при его приходе и отходе и содержит сведения, кроме прочих и данные о выполняемом рейсе. Стандартом 2.3 установлено, что декларация о грузе является основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о грузе судна при его приходе и отходе.
В соответствии с письмом ФСТ России от 11.03.2008 N ЕВ-1192/10 "О терминах, используемых в правилах применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации", под рейсом понимается законченный процесс перевозки грузов и (или) пассажиров судном за определенный промежуток времени между морскими портами (портопунктами).
Таким образом, рейс - это передвижение транспортного средства от места отправления до места назначения по заранее определенному маршруту и установленному расписанию, характеризуется выполнением определенной транспортной работы.
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что коммерческий груз на борт судна "Finnstar" (флаг Финляндия) в порту Санкт-Петербург (Россия) не погружен, что подтверждено Генеральной (общей) декларацией на отход (General Declaration) от 17.10.2016 и письмом в Балтийскую таможню, приложенным к судовому делу на отход. На судне находился груз - роллтрейлеры, порт назначения - Хельсинки.
На борт судна "Finnstar" 17.10.2016 в порту Санкт-Петербург (Россия) погружено 90 тонн газойля и 780 тонн мазута в качестве припасов. При этом в бункерных отсеках судна оставалось 198,2 тонн мазута и 104,5 тонн газойля.
Расчет расхода топлива произведен капитаном, включая 4 следующих рейса: Helsinki - Travemunde - Helsinki - Travemunde - Helsinki - Travemunde - Helsinki длительностью 14 дней, что подтверждается расчетом расхода топлива от 17.10.2016, содержащимся в судовом деле, представленном Балтийской таможней письмом от 27.05.2019 N 09-12/20356 и документами, полученными в рамках проведения камеральной таможенной проверки от проверяемого лица.
Согласно сведениям интернет-ресурса "SEA - DISTANCES.ORG" расстояние из порта Санкт-Петербург (Россия) до порта Helsinki (Финляндия) составляет 171 морскую милю, на прохождение которых требуется менее суток.
В соответствии с информацией, содержащейся в комплексной интегрированной информационной системе (КИИС) "МоРе" ФГУП "Морсвязьспутник", судно "Finnstar" убыло из порта "Санкт-Петербург 17.10.2016 и прибыло в порт Хельсинки 18.10.2016.
Таким образом, исходя из количества потребления судном бункерного топлива, указанного капитаном в рейсовом задании (расчете), судну "Finnstar" для завершения рейса при переходе необходимо 140 тонн мазута и 10 тонн дизельного топлива (1 день x 140 тонн, 1 день x 10 тонн). При этом, как установлено таможенным органом, на борту находилось 198,2 тонн мазута и 104,5 тонн дизельного топлива.
Кроме того, рейс судна "Finnstar" проходил исключительно в границах зоны "SECA" (порт Санкт-Петербург - порт Хельсинки).
Зона "SECA" - это особая зона в мореплавании, в которой суда стран, подписавших Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее - МАРПОЛ/MARPOL), должны переключаться на топливо с низким содержанием серы (не более 0,1 %).
В соответствии с изложенным, суды обоснованно заключили, что необходимость в пополнении припасов на территории Евразийского экономического союза для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна "Finnstar", согласно представленным документам, у судна "Finnstar" (флаг Финляндия) отсутствовала, так как количества (объема) припасов (мазута и дизельного топлива), имевшегося на борту, было достаточно для завершения рейсового задания. Дополнительно, рейс указанного судна проходил исключительно в границах зоны "SECA".
Правоотношения, возникшие до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в соответствии с разделом IX ТК ЕАЭС регулируются нормами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые действовали до вступления в силу ТК ЕАЭС.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, фактически погруженное на судно бункерное топливо (мазут, дизельное топливо) общим объемом 90 тонн дизельного топлива и 780 тонн мазута не соответствует определению припасов.
Согласно таможенному законодательству припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенную процедуру.
Припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Таможенного союза в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта водных судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судно.
Таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлены какие-либо иные условия использования припасов без уплаты таможенных пошлин, налогов на водных судах.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что перемещение товаров N 1 и N 2 по ПВД N 10006040/061216/0014673 через таможенную границу Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов неправомерно.
С учетом изложенного, суды обоснованно заключили, что декларирование товара по ПВД N 10006040/061216/0014673 совершено с нарушением требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени или по поручению декларанта.
В соответствии с графой 54 ПВД N 10006040/061216/0014673 таможенным представителем на основании договора от 25.05.2016 N 0376/09-16-10 выступало ООО "Алет".
Согласно статье 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В соответствии с графой N 14 ПВД N 10006040/061216/0014673 (ВТД N 10006040/141016/0012422) декларантом выступало общество.
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату, что в рассматриваемом случае не сделано.
Порядок осуществления таможенного контроля, принятия соответствующих решений в области таможенного дела установлен ТК ЕАЭС и Федеральным законом N 311-ФЗ.
Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
В силу пункта 1 части 1 статьи 178 Федерального закона N 311-ФЗ, результаты таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки при проведении камеральной таможенной проверки.
Согласно части 5 статьи 178 Федерального закона N 311-ФЗ, в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения ограничений, проведена в пределах установленного срока и с соблюдением порядка, установленного статьей 178 Федерального закона N 311-ФЗ.
Таким образом, как обоснованно заключили суды, процедура оформления результатов таможенной проверки и принятия соответствующего решения таможенным органом соблюдена.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, исходя из подтверждения факта незаконного перемещения товаров (припасов - топлива), суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа от 16.10.2019 N 10006000/161019/0000144 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10006040/061216/0014673 соответствует таможенному законодательству.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июня 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2020 года по делу N А40-11950/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Газпромнефть Марин Бункер" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 60 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
...
В силу пункта 1 части 1 статьи 178 Федерального закона N 311-ФЗ, результаты таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки при проведении камеральной таможенной проверки.
Согласно части 5 статьи 178 Федерального закона N 311-ФЗ, в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения ограничений, проведена в пределах установленного срока и с соблюдением порядка, установленного статьей 178 Федерального закона N 311-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф05-20549/20 по делу N А40-11950/2020