г. Москва |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А41-92140/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Самолет-Сервис": Белякова А.Ю. (дов. N 83-19 от 28.11.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": не явились, извещены;
от третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 16 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Самолет-Сервис"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 г.,
по делу N А41-92140/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самолет-Сервис"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным решения от 29 августа 2019 г. N 080Г/10-3273-34-10-2019,
третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Самолет-Сервис" (далее - ООО "Самолет-Сервис", общество, заявитель) является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, д. Мисайлово, мкр Пригород Лесное, Пригородное ш., д. 10 (далее - МКД), в соответствии с действующей лицензией.
Указанный МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом (далее - ИТП), коммунальная услуга по отоплению производится самостоятельно.
На основании обращения гражданина в соответствии с распоряжением от 05 августа 2019 г. N 08ОГ/10-3273-34-10-2019 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ Московской области, управление) в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства при начислении платы за жилье собственникам помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: Московская область, Ленинский район, д. Мисайлово, мкр Пригород Лесное, Пригородное ш., д. 10, по результатам которой составлен Акт проверки N 08ОГ/10-3273-34-10-2019 от 29 августа 2019 г.
В ходе проведения проверки ГЖИ Московской области было установлено, что в нарушение требований пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), расчет платы за коммунальную услугу по отоплению производится равномерно в течение календарного года.
29 августа 2019 г. выдано предписание N 080Г/10-3273-34-10-2019, в соответствии с которым в срок до 01 ноября 2019 г. общество обязано перейти на расчет платы за коммунальную услугу по отоплению только в отопительный период; произвести перерасчет начисленной платы всем собственникам помещений за период с февраля 2018 года по июль 2019 года; отразить произведенный перерасчет в платежных документах.
Считая свои права нарушенными, ООО "Самолет-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ГЖИ Московской области о признании недействительным указанного предписания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2020 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Самолет-Сервис" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие нарушения пункта 54 Правил N 354.
К кассационной жалобе приложены дополнительные доказательства по делу, а именно: технический паспорт здания, рабочий проект 292/16-ИТП-ТМ, которые подлежат возврату, поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность суда кассационной инстанции собирать и исследовать доказательства по делу.
В отзыве на кассационную жалобу ГЖИ Московской области просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Самолет-Сервис" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ГЖИ Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) должностные лица органа, проводившего проверку, в случае выявления при ее проведении нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание уполномоченного органа должно отвечать критериям конкретности и исполнимости.
Предписание должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Критериями исполнимости предписания являются: 1) предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено; 2) предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, поскольку применяемый обществом порядок расчета ежемесячной платы за коммунальную услугу по отоплению прямо противоречит пункту 54 Правил N 354.
Применив положения указанного пункта Правил N 354, суд апелляционной сделал вывод о том, что в МКД с ИТП возможна оплата населения за отопление равными частями в течение календарного года при условии, если такое решение принято органом власти Московской области, а также если в ИТП в системе отопления установлен прибор учета тепловой энергии и индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии установлены во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.
Между тем, указанного решения органом власти Московской области не принималось, доказательств наличия индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии (распределители) во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, в материалы не представлено.
При этом формула 18 не предполагает корректировки коммунальной услуги по отоплению раз в год.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, среди прочего, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Из пункта 42(1) Правил N 354 следует, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Пунктом 42(2) Правил N 354 предусмотрено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего Постановления.
В соответствии с пунктом 54 Правил 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(2) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, а также индивидуальных (квартирных) приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома определяется за расчетный период пропорционально объему тепловой энергии, определяемому в соответствии с формулой 18(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, и в случае, если выбран способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, 1 раз в год корректируется в соответствии с формулой 18(3) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Указывая на то, что применяемый обществом порядок расчета ежемесячной платы за коммунальную услугу по отоплению прямо противоречит пункту 54 Правил N 354, суд апелляционной инстанции не учел, что данный пункт не содержит запрета на оплату коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
При этом пункт 42(1) Правил N 354 предусматривает возможность оплаты коммунальной услуги по отоплению либо в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года.
Поскольку органом государственной власти субъекта Российской Федерации не было принято решения по отоплению, заявитель самостоятельно избрал способ оплаты коммунальной услуги по топлению равномерно в течение календарного года, что не противоречит положениям Правил N 354.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности предписания ГЖИ Московской области, по поводу которого возник спор.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Учитывая изложенное постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 г. подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2020 г. - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 г. по делу N А41-92140/19 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2020 г. по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указывая на то, что применяемый обществом порядок расчета ежемесячной платы за коммунальную услугу по отоплению прямо противоречит пункту 54 Правил N 354, суд апелляционной инстанции не учел, что данный пункт не содержит запрета на оплату коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
При этом пункт 42(1) Правил N 354 предусматривает возможность оплаты коммунальной услуги по отоплению либо в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года.
Поскольку органом государственной власти субъекта Российской Федерации не было принято решения по отоплению, заявитель самостоятельно избрал способ оплаты коммунальной услуги по топлению равномерно в течение календарного года, что не противоречит положениям Правил N 354.
...
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Учитывая изложенное постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 г. подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2020 г. - оставлению в силе."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 2020 г. N Ф05-18768/20 по делу N А41-92140/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18768/20
18.08.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7940/20
12.03.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-92140/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-92140/19