город Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А40-275596/19-176-2191 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Миноблимущества: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Лагуна": Бурова В.А. (дов. от 26.08.2020 г.);
рассмотрев 15 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Лагуна"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 г.
по делу N А40-275596/19-176-2191
по иску Министерства имущественных отношений Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Лагуна"
о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Лагуна" (далее - ООО "Лагуна", общество, ответчик) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050213:16, общей площадью 140 567 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, д. Волынщино (далее - земельный участок).
Изначально указанный земельный участок имел вид разрешенного использования: "для личного подсобного хозяйства", категория земель: "земли населенных пунктов".
В соответствии с уведомлением Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области) от 01 ноября 2018 г. N исх01-45/41110 на основании утвержденных Правил землепользования и застройки подтверждено изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050213:16, с вида разрешенного использования: "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид разрешенного использования: "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки".
Поскольку изменение вида разрешенного использования на территории Московской области в соответствии с законодательством Московской области носит платный характер, Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество, истец) в адрес общества направило уведомление о плате за изменение вида разрешенного использования от 24 июня 2019 г. N 15исх-15281 в размере 14 765 298,25 руб.
Указанное уведомление было направлено обществу посредством почтовой связи, однако почтовое отправление было возвращено в адрес Минмособлимущества с отметкой органа связи "возврат отправителю по иным обстоятельствам".
В связи с тем, что ООО "Лагуна" не произвело оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество в адрес общества направило претензию от 16 августа 2019 г. N 15исх-21509 с требованием в срок не позднее 30 дней после получения претензии внести в бюджет Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050213:16 в размере 14 765 298,25 руб.
Указанная претензия получена обществом 27 августа 2019 г.
Поскольку претензия была оставлена ООО "Лагуна", Минмособлимущество обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с ООО "Лагуна" платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050213:16, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, д. Волынщино, в размере 14 765 298,25 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 марта 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Лагуна" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на то, что до установления нового вида разрешенного использования земельного участка ("для малоэтажной многоквартирной жилой застройки") предыдущий вид разрешенного использования земельного участка ("для ведения личного подсобного хозяйства") уже предусматривал право застройки, а правовой режим участка изменен органами публичной власти по своей инициативе в рамках реализации планов по развитию территории. Указано также на непринятие отдельного решения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка Администрацией Рузского городского округа Московской области.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Лагуна" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Минмособлимущества в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "Лагуна", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 указанной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Плата за изменение вида разрешенного использования была введена на основании Закона Московской области от 23 декабря 2013 г. N 160/2013-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", вступившего в силу с 30 декабря 2013 г.
В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.
Согласно части 10 указанной статьи в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок, установленный частью 16 настоящей статьи, уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Частью 16 статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ установлено, что собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления, за исключением случая, предусмотренного частью 17 настоящей статьи.
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным видом разрешенного использования земельного участка на день подачи заявления собственника земельного участка о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании правил землепользования и застройки, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области (статьи 5.1 Закона N 23/96-ОЗ).
Расчет размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка производится в соответствии с Порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 31 декабря 2013 г. N 1190/57.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку у общества с момента изменения вида разрешенного использования возникла обязанность оплатить соответствующие изменения, что исполнено ответчиком не было.
Проверив правильность расчета, суды сочли его верным.
При этом судами принято во внимание, что при произведении истцом расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка принята кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка, то есть кадастровая стоимость, которая была установлена в отношении земельного участка на момент изменения вида разрешенного использования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) изменения вида разрешенного использования участка с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки" были внесены 06 августа 2019 г.
Таким образом, с 06 августа 2019 г. у ответчика возникла обязанность по внесению платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Отклоняя доводы общества о том, что обязательным условием взимания платы является обращение в орган местного самоуправления муниципального образования и принятия этим органом соответствующего решения, суды указали на то, что плата взимается при изменении вида разрешенного использования не только на основании решения органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, но и на основании Правил землепользования и застройки.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии основании для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 г. по делу N А40-275596/19-176-2191 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Лагуна" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
...
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2020 г. N Ф05-21071/20 по делу N А40-275596/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63179/2021
21.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21071/20
04.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21129/20
05.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-275596/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-275596/19