город Москва |
|
21 декабря 2020 г. |
Дело N А41-106364/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА": Базлова А.А. (дов. от 16.07.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Крахоткина Д.Ю. (дов. N 69-И от 23.04.2020 г.);
от третьего лица ООО "Авангард Восток": не явились, извещены;
рассмотрев 15 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА"
на решение Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2020 г.,
по делу N А41-106364/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным решения от 26 ноября 2019 г. N Р001-5986675175-30896500,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Авангард Восток",
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" (далее - ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА", заявитель) имеет лицензию от 23 апреля 2015 г. N 159 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области, выданную Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области).
На основании решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5, оформленного протоколом от 05 ноября 2019 г. N 1, общество с ограниченной ответственностью "Авангард Восток" (далее - ООО "Авангард Восток", третье лицо) выбрано в качестве управляющей организации.
В связи с заключением договора управления вышеуказанного МКД, ООО "Авангард Восток" обратилось в Госжилинспекцию Московской области с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Московской области от 15 ноября 2019 г.
26 ноября 2019 г. Госжилинспекцией Московской области было принято решение N Р001-5986675175-30896500 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении МКД N 5 по ул. Бережок города Ивантеевки Московской области и о включении в реестр лицензий Московской области с 01 декабря 2019 г. сведений об осуществлении управления вышеуказанным МКД ООО "Авангард Восток".
Считая свои права нарушенными, ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным решения от 26 ноября 2019 г. N Р001-5986675175-30896500 о внесении изменений в реестр в отношении многоквартирного дома N 5 по ул. Бережок города Ивантеевки Московской области и об обязании Госжилинспекцию Московской области исключить из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведения об управлении многоквартирным домом N 5 по ул. Бережок города Ивантеевки Московской области ООО "Авангард Восток" (ИНН 7704383747) и включить (возвратить) ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" (ИНН 5018176999) в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в отношении многоквартирного дома N 5 по ул. Бережок города Ивантеевки Московской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Авангард Восток".
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что на основании ненадлежащих документов, представленных ООО "Авангард Восток", у заявителя было аннулировано право на осуществление предпринимательской деятельности в отношении спорного МКД.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Госжилинспекции Московской области против ее удовлетворения возражал.
Представитель ООО "Авангард Восток" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия) (часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр.
Пунктом 2 Порядка N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора.
К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются документы установленные пунктом 3 Порядка N 938/пр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка N 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Согласно пункту 4 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится: выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку оспариваемое решение по внесению изменений в реестр лицензий Московской области было принято по обращению иной организации - ООО "Авангард Восток" и ненадлежащее оформление такого решения в установленный срок могло нарушить только права и законные интересы получателя данной государственной услуги, к которым заявитель не относится.
При этом судами принято во внимание, что основанием для внесения изменений в реестр лицензий Московской области явилось решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Бережок, д. 5 (протокол от 05 ноября 2019 г. N 1), в соответствии с которым ООО "Авангард Восток" выбрано в качестве управляющей организации.
После проверки документов, представленных ООО "Авангард Восток", Госжилинспекцией Московской области принято решение о внесении изменений в реестр лицензий, на основании которого ООО "Авангард Восток" приступило и осуществляет по настоящее время управление спорным МКД.
Отклоняя доводы ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" относительно представленных ООО "Авангард Восток" в Госжилинспекцию Московской ненадлежащих документов, на основании которых последним внесены изменения в реестр, суды, приняв во внимание пункт 3.1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств признания протокола общего собрания собственников помещений спорного МКД недействительным в судебном порядке.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2020 г. по делу N А41-106364/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
...
После проверки документов, представленных ООО "Авангард Восток", Госжилинспекцией Московской области принято решение о внесении изменений в реестр лицензий, на основании которого ООО "Авангард Восток" приступило и осуществляет по настоящее время управление спорным МКД.
Отклоняя доводы ООО "ТЕХКОМСЕРВИС-ЗВЕЗДА" относительно представленных ООО "Авангард Восток" в Госжилинспекцию Московской ненадлежащих документов, на основании которых последним внесены изменения в реестр, суды, приняв во внимание пункт 3.1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, указали на отсутствие доказательств признания протокола общего собрания собственников помещений спорного МКД недействительным в судебном порядке."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2020 г. N Ф05-20907/20 по делу N А41-106364/2019