город Москва |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А40-32829/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Тамаев М.Р., доверенность от 20.05.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 15 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "ФАМО МОТОРС"
на решение от 15 июля 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 07 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-32829/20
по заявлению ООО "ФАМО МОТОРС"
об оспаривании решения
к ФАС России,
третьи лица: Минпромторг России, ГУП "АГЗ РТ",
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФАМО МОТОРС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 25.12.2019 о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков N ГЗРНП/268.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минпромторг России (далее - заказчик) и ГУП "АГЗ РТ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ФАМО МОТОРС" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных обществом требований, правомерно руководствуясь следующим.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (подрядчиком, исполнителей) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" установлены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1062) в соответствии с которыми ведение реестра, в том числе, включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 29.11.2019 по результатам электронного аукциона на право заключения государственного контракта "Оказание комплекса услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей для нужд Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" (извещение о проведении электронного аукциона от 20.11.2019 N 0173100009519000248) общество признано победителем электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона от 29.11.2019 N 0173100009519000248-2).
Общество предложило наиболее низкую цену (процент снижения по сравнению с НМЦК составил 44,5 %).
04.12.2019 в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) и на электронной площадке с использованием ЕИС проект контракта, который должен был быть подписан победителем аукциона в установленный срок.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 указанной статьи.
При этом, как обоснованно отметили суды, учитывая снижение победителем электронного аукциона начальной суммы контракта на 44,5 %, последним должен быть предоставлен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, с учетом положений части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Судами установлено, что указанное требование Закона о контрактной системе обществом не исполнено, что по существу им не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
05.12.2019 общество подписало усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместило на электронной площадке подписанный проект контракта и банковскую гарантию без учета положений части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.12.2019 заказчик признал в ЕИС победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта за неисполнение требований, предусмотренных частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе (протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта от 10.12.2019 N 0173100009519000248-3).
13.12.2019 в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик направил в антимонопольный орган письмо N 90050/01 о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
20.12.2019 Комиссия антимонопольного органа приняла решение о включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Необходимым условием включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им действий (бездействий) направленных на неисполнение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа.
При этом, оценивая доводы общества в части отсутствия на стороне общества намеренного умышленного недобросовестного поведения, направленного на неисполнение условий контракта, суды обоснованно сослались на правовую позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Суды обоснованно отметили, что общество, действуя добросовестно и разумно, должно было выполнить требования действующего законодательства и аукционной документации, предоставить требуемое обеспечение в надлежащем виде.
С учетом изложенных обстоятельств и разъяснений, содержащихся в пункте 25 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что непредоставление участником закупки надлежащей банковской гарантии в срок, установленный для заключения контракта, влечет за собой признание участника уклонившимся от заключения контракта.
При этом доводы общества о том, что заказчик имел право в срок до заключения контракта сообщить исполнителю о претензиях в отношении банковской гарантии, дать указание для совершения соответствующего действия на электронной торговой площадке, обоснованно признаны судами несостоятельными, поскольку не основаны на нормах закона и не влекут обязанности заказчика совершить указанные действия.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 года по делу N А40-32829/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ФАМО МОТОРС" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.12.2019 заказчик признал в ЕИС победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта за неисполнение требований, предусмотренных частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе (протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта от 10.12.2019 N 0173100009519000248-3).
13.12.2019 в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик направил в антимонопольный орган письмо N 90050/01 о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
...
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 декабря 2020 г. N Ф05-19790/20 по делу N А40-32829/2020