город Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А41-10362/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТСН "Заречная 32": Кузнецова П.А. (дов. N 2юр от 16.03.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "государственная жилищная инспекция Московской области": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "УК "Виктория-5": Точилиной С.А. (дов. N 545 от 02.07.2020 г.);
рассмотрев 16 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "УК "Виктория-5" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 г., по делу N А41-10362/20
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Заречная 32"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконным решения от 22 января 2020 г. N Р001-7036026780-31850412,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Виктория-5",
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений от 24 ноября 2019 г. N 1-2019 (далее - протокол) собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Заречная, д. 32, выбран способ управления - управление товариществом собственников недвижимости, утвержден устав товарищества собственников недвижимости "Заречная 32" (далее - ТСН "Заречная 32", товарищество, заявитель).
04 декабря 2019 г. ТСН "Заречная 32" зарегистрировано в качестве юридического лица.
13 декабря 2019 г. товарищество обратилось в Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с прекращением управления многоквартирным домом - обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Виктория-5" (далее - ООО "УК "Виктория-5", общество, третье лицо).
По результатам рассмотрения заявления Госжилинспекцией Московской области было принято решение N Р001-7036026780-31850412 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области об исключении ООО "УК "Виктория-5" из реестра лицензий Московской области в связи с несоблюдением подпункта "а", "г", "д" пункта 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Считая свои права нарушенными, ТСН "Заречная 32" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным решения от 22 января 2020 г. N Р001-7036026780-31850412.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "Виктория-5".
В кассационной жалобе ООО "УК "Виктория-5" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на непредставление товариществом ряда документов для принятия Госжилинспекцией Московской области решения об исключении общества из реестра лицензий Московской области. Приведены доводы об отсутствии в материалах дела оспариваемого решения.
В отзыве на кассационную жалобу ТСН "Заречная 32" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Госжилинспекции Московской области не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "УК "Виктория-5" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ТСН "Заречная 32" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Госжилинспекции Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: 1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации; 2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий); 3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Решение о внесении изменений в реестр лицензий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, в соответствии с требованиями Порядка N 938/пр.
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в том числе копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "а"); копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра (подпункт "г"); документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт "д").
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 марта 2018 г. N 134/пр в Порядок N 938/пр внесены изменения, согласно которым заявителем, подающим заявление о внесении изменений в реестр лицензий, может являться любое лицо, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирным домом, не исключая товарищество собственников жилья (недвижимости), тогда как ранее заявителем о внесении изменений в реестр лицензий могли обращаться только организации, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (лицензиат).
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом. Такое уведомление может быть направлено с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку товариществом был представлен полный пакет документов для принятия Госжилинспекцией Московской области решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области и исключении ООО "УК "Виктория-5" из реестра лицензий Московской области.
При этом судами принято во внимание, что внесение изменений в реестр лицензий в случае выбора способа управления товариществом собственников жилья может быть осуществлено, в том числе на основании заявления товарищества собственников жилья.
Судами также дана подробная оценка доводам Госжилинспекции Московской области, указанных в качестве оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Так, принимая решение об отказе товариществу во внесении изменений в реестр Московской области Госжилинспекцией Московской области указано, что на основании представленных товариществом документов не представляется возможным сделать вывод о достоверности сведений, содержащихся в заявлении, поскольку в решении собственников помещений многоквартирного дома не указаны реквизиты документов о праве собственности; отсутствует копия акта приема-передачи технической и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом; не представлен документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя - протокол заседания правления товарищества о выборе председателя правления.
Судами установлено, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома был подписан всеми лицами, проголосовавшими за создание товарищества, так как к нему в качестве неотъемлемой части были оформлены Приложения N 1 и N 5 - Реестр собственников помещений многоквартирного дома и Письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, что предусмотрено пунктом 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 января 2019 г. N 44/пр (далее - Требования).
Из данных документов следует, что необходимый кворум для принятия решения о создании ТСН имелся, а недочеты в оформлении протокола с учетом специфики проведения очно-заочных собраний сами по себе не свидетельствуют о его ничтожности.
Доказательства того, что в нарушение пункта 19 Требований Реестр собственников помещений в многоквартирном доме не содержит сведения обо всех собственниках с указанием Ф.И.О. или ОГРН и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, и данное обстоятельство могло повлиять на итоги голосования, в материалы дела не представлены.
Заявление от 13 декабря 2019 г. на внесение изменений в реестр лицензий Московской области N Р001-70З6026780-31850412 было подписано председателем правления Петрушиной Е.Е., являющейся законным представителем юридического лица, уполномоченной действовать от имени товарищества без доверенности, о чем имеются соответствующие сведения в ЕГРЮЛ.
Ссылки Госжилинспекции Московской области и ООО "УК "Виктория-5" на нарушение товариществом срока направления уведомления, установленного пунктом 18 Правил, также были отклонены судами, поскольку необходимость направления уведомления в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения носят организационный характер, а нарушение данного срока не может влечь бездействие со стороны уполномоченного органа по его рассмотрению, поскольку срок не является пресекательным.
Согласно пояснениям, данным представителем товарищества, соответствующее заявление (от 13 декабря 2019 г.) было направлено в течение девяти календарных дней со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о создании ТСН "Заречная 32", а ранее такое уведомление товариществом не могло быть направлено ввиду отсутствия у него статуса юридического лица.
Отклоняя доводы третьего лица об отсутствии в материалах дела оспариваемого решения, суды указали на то, что данное обстоятельство не влияет на выводы судов, поскольку в материалах дела имеется письмо Госжилинспекции Московской области от 06 февраля 2020 г. N 08ИСХ-1618/Б, адресованное товариществу, в котором сообщается обществу о принятии решения об отказе во внесении изменений в реестр с указанием причин такого отказа.
Судами также принято во внимание, что на момент рассмотрения дела в суде Госжилинспекцией Московской области в ответ на повторное обращение ТСН "Заречная 32" было принято решение об исключении управляющей организации - ООО "УК "Виктория" из реестра лицензий Московской области.
Кроме того, 26 июня 2020 г. Балашихинским городским судом по делу N 2-1085/20 (2-7521/2019) - М-6965/2019 было принято решение об отказе в признании недействительными решений, оформленных протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от 24 ноября 2019 г. N 1-2019.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 г. по делу N А41-10362/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "УК "Виктория-5" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
...
Судами установлено, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома был подписан всеми лицами, проголосовавшими за создание товарищества, так как к нему в качестве неотъемлемой части были оформлены Приложения N 1 и N 5 - Реестр собственников помещений многоквартирного дома и Письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, что предусмотрено пунктом 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 января 2019 г. N 44/пр (далее - Требования)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 декабря 2020 г. N Ф05-20991/20 по делу N А41-10362/2020