• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2020 г. N Ф05-21552/20 по делу N А40-198327/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между ПАО "Кузнецов" и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" был заключен договор генерального подряда N 001307/1307-17-СМР от 19.07.2013 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение производства ракетных двигателей 14Д21/14Д22 на пром-площадке ОАО "Кузнецов" г. Самара, в соответствии с которым ответчик обязался выполнить строительно-монтажные работы 1 этапа по строительству корпуса 1А, находящегося на площадке истца по адресу: г. Самара, Заводское шассе, 29. В соответствии с п. 2.3. договора, ответчик выполняет работы на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами. Так, ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" выполнило, а ПАО "Кузнецов" приняло работы по огнезащите металлических конструкций на сумму 21.279.223,30 руб., что подтверждается актом выполненных работы формы КС-2 N 11 от 31.08.2015 г. При этом в данном акте КС-2 были указаны работы по огрунтовке металлических поверхностей за один раз грунтовкой ГФ-021, огнезащитному покрытию металлических огрунтованных (грунтом ГФ-021) поверхностей материалом огнезащитным, окраска металлических огрунтованных поверхностей эмалью ПФ-115 (за 2 раза). Заказчик принятые работы оплатил на сумму 21.279.223,30 руб. При этом истец указал, что в период с 20.04.2017 по 24.04.2017 Самарской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах во исполнение приказа прокурора Самарской области от 10.11.2015 N 165 "О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса" была организована проверка исполнения ПАО "Кузнецов" бюджетного законодательства, в том числе в соблюдении норм противопожарной безопасности при проведении строительных работ, в ходе которой были проведены контрольные испытания выполненной огнезащитной обработки на объекте: "Реконструкция и техническое перевооружение производства ракетных двигателей 14Д21/14Д22 на промплощадке ОАО "КУЗНЕЦОВ" г. Самара", о чем ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Самарской области был составлен протокол от 04.05.2017 г. N 84-4-1, из которого следует, что фактическая толщина сухого слоя систем конструктивной огнезащиты "КРАТЕР", нанесенной на металлические конструкции колонн и балок, менее проектных значений, среднее квадратичное отклонение в процентном соотношении составило более 20 % от результата измерений. По итогам совместного совещания, проведенного 11.06.2018 с участием представителей ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" и ФГЗТТ"ГВСУ N 8" было принято решение по устранению замечаний согласно дефектной ведомости, в том числе огнезащитного покрытия металлических конструкций с началом работ по устранению недостатков до 01.08.2018. Так, истец указал, что поскольку работы были выполнены некачественно, то 13.06.2018 представителями ПАО "Кузнецов", ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" и ФГУП "ГВСУ N 8" была составлена и подписана ведомость дефектов (акт о недостатках) по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение производства ракетных двигателей 14Д21/14Д22 на пром-площадке ОАО "КУЗНЕЦОВ" г. Самара" ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" г. Москва". Письмом от 04.07.2018 года исх. N 88/5875 ответчик сообщил о своей готовности приступить к работам по устранению замечаний, перечисленных в дефектной ведомости, силами ФГУП "ГВСУ N 8" в течение 30 дней с началом работ не позднее 01.08.2018. Однако, истец указал, что ответчик в указанный срок к работам не приступил, недостатки в части огнезащиты не устранил. Таким образом, истец считает, что вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору генерального подряда N 001307/1307-17-СМР от 19.07.2013 в части выполнения работ по огнезащите металлических конструкций корпуса 1А ему были причинены убытки в сумме 21.279.223,30 руб., в связи с чем 21.12.2018 истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 107/1383/24356 с требованием о возмещении убытков, которая была оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 15, 393, 721, 722, 755 ГК РФ, правомерно исходил из того, что истцом не было представлено доказательств наличия совокупности всех обстоятельств, образующих убытки, ввиду следующего.

Так, непосредственным исполнителем работ на объекте является ФГУП "Главное военно-строительное управление N 8" (ранее ФГУП "ГУССТ N 8" при Спецстрое России, в настоящее время ФГУП "ГВСУ N4"), которое было привлечено ответчиком в качестве субподрядной организации на основании договора от 26.06.2015 N 1506-09-СМР (СУБ). Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.08.2015 N 3 к договору генподряда, актом приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.08.2015 N 11 к договору субподряда.

Вместе с тем, суд в обжалуемых актах правильно указал, что убытки подлежат возмещению лицом, являющимся непосредственным причинителем вреда. Кроме того, суд верно отметил, что истцом не были представлены доказательства фактического понесения убытков. При этом согласно пункту 9.3 договора генподряда, генподрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока - 24 календарных месяца. Так, спорные работы по огнезащите были сданы ответчиком истцу по акту приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.08.2015 N 11 к договору генподряда. При этом последний акт к договору был подписан сторонами 31.12.2015 (справка о стоимости выполненных работ от 31.12.2015 N 6), а представленные в материалы дела ведомость дефектов от 13.06.2018, протокол совещания от 11.07.2018, дефектный акт от 01.08.2018 не подтверждают факт наличия дефектов в выполненных работах, не содержат какого-либо перечня дефектов, иных конкретизирующих данных. Вместе с тем, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (ст. 753 ГК РФ). Аналогичные положения закреплены в условиях договора генподряда, в частности, в пунктах 8.1. - 8.1.4. Так, из материалов дела видно, что спорные работы по огнезащите были сданы ответчиком истцу по акту приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.08.2015 N 11 к договору генподряда. Причем качество принятых работ было признано истцом соответствующим требованиям действующих норм и правил, а также условиям договора генподряда, в результате чего акт был подписан без замечаний, а работы были оплачены истцом. Более того, качество огнезащитных работ было подтверждено протоколом по контролю качества огнезащитной обработки металлических конструкций от 17.08.2015 N 163-28-1-13, согласно которому ФГБУ ВНИИПО МЧС России была проведена соответствующая проверка. При этом каких-либо претензий по качеству принятых работ истец после их принятия на протяжении 2 лет не заявлял, доказательств обратного в материалы дела не было представлено. Кроме того, протокол контрольных испытаний ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Самарской области от 04.05.2017 был составлен в отсутствие ответчика и по истечению двух лет с момента принятия работ."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2020 г. N Ф05-21552/20 по делу N А40-198327/2019