город Москва |
|
23 декабря 2020 г. |
Дело N А40-303501/19-130-2247 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Промышленный парк Уссурийский": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Росприроднадзора: Темботовой М.А. (дов. N СР-37/11 от 04.02.2020 г.);
рассмотрев 16 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Промышленный парк Уссурийский"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2020 г.
по делу N А40-303501/19-130-2247
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленный парк Уссурийский"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ: 04 марта 2019 г. общество с ограниченной ответственностью "Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ" (далее - ООО "Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ", общество, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Приморскому краю) по вопросу внесения изменений в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Основанием для обращения общества с вышеуказанным обращением явилось смена пользователя земельного участка с кадастровым номером 25:34:017402:8 (далее - земельный участок), на котором расположен объект размещения отходов "Отвал промышленных отходов".
Вышеуказанное обращение и информация по нему была направлена Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю письмом от 05 июля 2019 г. N 04-25/3046 на рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
По результатам рассмотрения представленных ООО "Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ" документов Росприроднадзором было принято решение об отказе во внесении изменений в ГРОРО.
В обоснование отказа Росприроднадзор со ссылкой на пункт 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) указал на невозможность внесения испрашиваемых изменений, поскольку согласно сведениям, представленным Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю, земельному участку под "Отвал промышленных отходов" присвоена категория земель - земли населенных пунктов, в то время как объекты размещения отходов не могут размещаться в границах населенных пунктов.
Указанный отказ был направлен Росприроднадзором письмом от 06 августа 2019 г. N АА-10-02-32/20758 в адрес ООО "Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ" и Управление Росприроднадзора по Приморскому краю.
Считая свои права нарушенными, ООО "Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росприроднадзору о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 06 августа 2019 г. N АА10-02-32/20758 о внесении изменений в ГРОРО.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что объект размещения отходов расположен на земельном участке, который согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под территорию отвала осадков и отходов. При этом разрешенное использование объекта изменено не было и эксплуатировалось предыдущем арендатором земельного участка без каких-либо возражений со стороны Росприроднадзора согласно разрешенному использованию для размещения отвала осадков и отходов.
Отзыв на кассационную жалобу от Росприроднадзора не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Росприроднадзора с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представитель ООО "Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Росприроднадзора, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под объектом размещения отходов понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Требования к объектам размещения отходов установлены статьей 13 Закона N 89-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 12 вышеуказанного закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Частью 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ).
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 792 (далее - Порядок), который устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
Порядок включения объектов в ГРОРО установлен главой III Порядка.
Согласно пункту 16 Порядка ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что не подлежат включению в ГРОРО: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.
Согласно пункту 18 Порядка ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов (далее - ОРО), полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.
В соответствии с пунктом 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая: наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.
В случае, когда представленные юридическими лицами сведения об ОРО не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, такие ОРО не подлежат включению в ГРОРО.
Внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с пунктами 19 - 21 Порядка.
Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора.
Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае:
получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов;
вступления в законную силу в установленном порядке постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, недостоверной информации об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ Росприроднадзора, оформленный письмом от 06 августа 2019 г. N АА10-02-32/20758, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов предприятия.
При этом судами установлено, из предоставленных в Росприроднадзор документов следует, что ОРО "Отвал перерабатывающих производств" размещен по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, Раковское шоссе, 1 на земельном участке с кадастровым номером 25:34:017402:08.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 25:34:017402:8 относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Между тем, объект размещения отходов не может размещаться в границах населенных пунктов, в связи с чем у Росприроднадзора отсутствовали основания для внесения изменений и исключения ОРО из ГРОРО.
Судами также указано на то, что Порядком не предусмотрен упрощенный способ рассмотрения документов при внесении изменении в ГРОРО, в том числе в связи со сменой юридического лица.
Отклоняя доводы общества о том, что "Отвал перерабатывающих производств" относится к производственной зоне, в связи с чем его эксплуатация осуществляется на законных основаниях, суды указали на то, что градостроительным законодательством не предусмотрено размещение ОРО на землях населенных пунктов, в том числе в производственной зоне.
Согласно характеристик ОРО назначение ОРО "Отвал перерабатывающих производств" является - захоронение, следовательно, в силу пункта 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ указанный ОРО не может размещаться в границах населенных пунктов.
Ссылки общества на то, что требования Закона N 89-ФЗ не распространяются на объект размещения отходов "Отвал перерабатывающих производств", поскольку указанный закон введен в действие 30 июня 1998 г., а ОРО введен в эксплуатацию в 1991, также были отклонены судами, так как объект размещения отходов "Отвал перерабатывающих производств" включался в ГРОРО на основании статьи 12 Закона N 89-ФЗ.
При этом нормы Закона N 89-ФЗ распространяются на все объекты размещения отходов вне зависимости от даты ввода в эксплуатацию объекта.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 марта 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2020 г. по делу N А40-303501/19-130-2247 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Промышленный парк Уссурийский" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"вступления в законную силу в установленном порядке постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, недостоверной информации об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.
...
Согласно характеристик ОРО назначение ОРО "Отвал перерабатывающих производств" является - захоронение, следовательно, в силу пункта 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ указанный ОРО не может размещаться в границах населенных пунктов.
Ссылки общества на то, что требования Закона N 89-ФЗ не распространяются на объект размещения отходов "Отвал перерабатывающих производств", поскольку указанный закон введен в действие 30 июня 1998 г., а ОРО введен в эксплуатацию в 1991, также были отклонены судами, так как объект размещения отходов "Отвал перерабатывающих производств" включался в ГРОРО на основании статьи 12 Закона N 89-ФЗ.
При этом нормы Закона N 89-ФЗ распространяются на все объекты размещения отходов вне зависимости от даты ввода в эксплуатацию объекта."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 декабря 2020 г. N Ф05-20965/20 по делу N А40-303501/2019