город Москва |
|
24 декабря 2020 г. |
Дело N А40-225070/19-17-1875 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Строитель": не явились, извещены;
от истца (заявителя) ООО "РСГ-Бизнес Сервис": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Скиперского А.С.(дов. N Д-25/2019 от 30.12.2019 г.);
рассмотрев 17 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2020 г.
по делу N А40-225070/19-17-1875
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель", общества с ограниченной ответственностью "РСГ-Бизнес Сервис"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными бездействия, постановлений по делу об административном правонарушении, распоряжения и предписания,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "РСГ-Бизнес Сервис" (далее - ООО "РСГ Бизнес Сервис", управляющая компания) осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью "Строитель" (далее - ООО "Строитель", общество) на основании договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа и возмездного оказания услуг от 03 мая 2017 г. (далее - заявители).
В период с 06 мая 2019 г. по 04 июня 2019 г. на основании распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, административный орган) "О проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя" от 28 марта 2019 г. N 62/ГЗН была проведена проверка в отношении ООО "Строитель" с целью недопущения нарушения требований земельного законодательства на арендованном обществом земельном участке с кадастровым номером 77:08:0009021:1004, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 21 (далее - земельный участок), в соответствии с Планом проведения проверок на 2019 год, размещенным на сайте Управления Росреестра по Москве.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что вид разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. N 540, установлены следующим образом - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6) (земельные участки, предназначенные для размещение домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (1.2.1); образование и просвещение (3.5) (земельные участки, предназначенные для смещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок 2.3).
На земельном участке с кадастровым номером 7:08:0009021:1004 расположен многоквартирный дом (ведутся строительно-отделочные работы), строительные некапитальные сооружения, биотуалеты. Территория земельного участка огорожена, охраняется, доступ ограничен. Используется в соответствии с целью предоставления.
По адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 21, ООО "Строитель" занимает и использует территорию общей площадью 9 794 кв.м. из них:
земельный участок площадью 8 836 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0009021:1004, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Живописная, вл. 21, в соответствии со сведениями ЕГРН предоставлен ООО "Строитель" на основании договора аренды земельного участка от 05 июля 2012 г. N М-08-037645 (запись государственной регистрации от 23 августа 2012 г. N 77-77-14/033/2012-689) и дополнительного соглашения от 17 июля 2015 г. (запись государственной регистрации от 28 мая 2015 г. N 77-77/022-77/022/019/2015-632/1);
земельный участок площадью 938 кв.м. из состава земель населенных пунктов кадастрового квартала номером 77:08:0009021 предоставлен ООО "Строитель" на основании договора на размещение некапитального объекта от 19 декабря 2016 г. N М-08-507957 сроком до 30 августа 2019 г. для размещения производственных, складских, вспомогательных сооружений без устройства фундаментов, возводимых на период строительства объекта капитального строительства;
часть земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009021:1007, примыкающую забором с юго-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером 77:08:0009021:1004 площадью 20 кв.м., для размещения строительных некапитальных сооружений, биотуалетов.
Сведения о документах, подтверждающих наличие оформленных земельных отношений на занимаемую часть земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009021:1007 площадью 20 кв.м у ООО "Строитель" отсутствуют.
Правоустанавливающие документы на часть земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009021:1007 общей площадью 20 кв.м., оформленные в установленном порядке, ООО "Строитель" не представлены.
По результатам проверки составлен акт проверки от 04 июня 2019 г. N 346.
04 июня 2019 г. Управлением Росреестра по Москве выдано предписание N 176 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым ООО "Строитель" предписано в срок до 15 августа 2019 г. устранить выявленные нарушения в установленном законом порядке (освободить часть земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009021:1007).
На основании полученных данных 07 июня 2019 г. Управлением Росреестра по Москве составлены протоколы об административном правонарушении N 565 (в отношении ООО "Строитель) и N 566 (в отношении ООО "РСГ Бизнес Сервис"), в которых зафиксированы выявленные правонарушения.
Постановлениями Управления Росреестра по Москве по делам об административных правонарушениях N 17-1/08/2019 и N 17-1/08/2019 от 11 июля 2019 г. управляющая организация ООО "Строитель" и ООО "РСГ-Бизнес Сервис" признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) и им назначены административные наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. по каждому.
Считая свои права нарушенными ООО "Строитель" и ООО "РСГ-Бизнес Сервис" обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве со следующими требованиями:
признать незаконными действия, выразившегося в неисключении проверки ООО "Строитель" из ежегодного плана проведения проверок на 2019 год на предмет соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0009021:1004;
признать незаконным постановления от 11 июля 2019 г. N 17/08/2019 о привлечении ООО "Строитель" к административной ответственности на основании статьи 7.1 КоАП РФ;
признать незаконным постановления от 11 июля 2019 г. N 17-1/08/2019 о привлечении ООО "РСГ-Бизнес Сервис" к административной ответственности на основании статьи 7.1 КоАП РФ;
признать незаконным распоряжение о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 28 марта 2019 г. N 62/ГЗК;
признании незаконным предписание от 04 июня 2019 N 176 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2020 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на наличие в действиях обществ состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и на соблюдение административным органом порядка проведения проверки и процедуры привлечения к административной ответственности.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ООО "Строитель" и ООО "РСГ-Бизнес Сервис" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Управления Росреестра по Москве, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьей 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок (далее также в настоящей статье - ежегодный план), утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.
В ежегодный план включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьей 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 9 Положения о государственном земельного надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 г. N 1, в ежегодные планы проведения плановых проверок включаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, являющиеся правообладателями объектов земельных отношений, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, а также указываются сведения об указанных объектах земельных отношений, позволяющие их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения), а также иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 3 подпункта "а" пункта 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (далее - Правила), внесение изменений в ежегодный план допускается, в случае исключения проверки из ежегодного плана, в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке.
Согласно пункту 8 Правил внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Исходя из разъяснений, содержащихся пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что до начала проверки общество - ООО "Строитель" прекратило эксплуатацию объекта проверки (земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009021:1004), в связи с чем проверка подлежала исключению из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план проверок) в силу абзаца 3 подпункта "а" пункта 7 Правил.
Судами установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 05 июля 2012 г. N М-08-037645, дополнительного соглашения от 17 июля 2015 г. N М-08-037645 к договору, дополнительного соглашения от 09 февраля 2016 г. N М-08-037645 к договору ООО "Строитель" арендовало у Департамента городского имущества города Москвы земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:1004 для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 08 июля 2015 г. N RU77-212000-016707.
В целях застройки арендованного земельного участка общество привлекало по договорам участия в долевом строительстве денежные средства граждан.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 11 декабря 2018 г. N 77-212000-008668-2018 построенный на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0009021:1004 жилой комплекс введен в эксплуатацию.
04 февраля 2019 г. зарегистрировано (первое) право собственности участников долевого строительства, осуществлявших финансирование строительства жилого комплекса по договору участия в долевом строительстве от 28 октября 2016 г. N ЖВП0021-01ДУ-0350-350, а именно: долевое право собственности Пилипенко Д.С., Пилипенко Е.Е., Пилипенко Е.Д., Пилипенко В.Д. на квартиру N 350 по адресу: Москва, ул. Живописная, вл. 21, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Таким образом, с 04 февраля 2019 г., т.е. даты регистрации права собственности физических лиц на квартиру N 350, расположенную в жилом комплексе по адресу: Москва, ул. Живописная, вл. 21, общество утратило права аренды на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009021:1004, и, следовательно, общество больше не являлось арендатором данного земельного участка.
Об указанных обстоятельствах было известно Управлению Росреестра по Москве, поскольку регистрация права собственности на квартиру, расположенную в жилом комплексе, было осуществлено регистрационным органом.
Следовательно, после 04 февраля 2019 г., т.е. даты прекращения договора аренды от 05 июля 2012 г. N М-08-037645 земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009021:1004, то есть прекращения использования обществом производственного объекта, подлежащего проверке, Ежегодный план проведения плановых проверок на 2019 год, утвержденный Управлением Росреестра по Москве, перестал соответствовать требованиям пункта 9 Положения о госземнадзоре, в связи с чем требовал корректировки путем исключения проверки общества из плана по решению управления.
Между тем, Управление Росреестра по Москве не приняло решение о внесении изменений в ежегодный план проверок на 2019 год, что свидетельствует о неправомерном бездействии управления, в связи с чем общество было подвергнуто незаконной и необоснованной плановой проверке.
Судами также установлено, что согласно распоряжению предметом проверки общества являлось соблюдение земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0009021:1004.
Между тем, управление проверяло соблюдение обществом земельного законодательства на земельном участке площадью 938 кв.м. кадастрового квартала 77:08:0009021, предоставленном обществу на основании договора на размещение некапитального объекта от 19 декабря 2016 г. N М-08-507957 (далее - земельный участок для некапитальных объектов), при том, что согласно акту проверки от 04 июня 2019 г. N 346 не было выявлено нарушений при использовании земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009021:1004, являющего предметом проверки.
Таким образом, административный орган вышел за пределы предмета проверки и фактически провело внеплановую проверку на предмет соблюдения обществом земельного законодательства при пользовании земельного участка, принадлежащего обществу на основании договора на размещение некапитального объекта от 19 декабря 2016 г. N М-08-507957.
Уведомлений о проведении внеплановой проверки применительно к земельному участку для некапитальных объектов, а также распоряжения о внеплановой проверке, в котором бы содержались сведения об основаниях проверки обществом получено не было.
Следовательно, Управление Росреестра провело внеплановую проверку соблюдения обществом земельного законодательства при использовании земельного участка, принадлежащего обществу на основании договора на размещение некапитального объекта от 19 декабря 2016 г. N М-08-507957, в отсутствие распоряжения для такой проверки.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о незаконности вынесенных по итогам проверки актов, поскольку основанием для их составления послужили материалы проверки.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2020 г. по делу N А40-225070/19-17-1875 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, содержащихся пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2020 г. N Ф05-18770/20 по делу N А40-225070/2019