г. Москва |
|
25 декабря 2020 г. |
Дело N А41-91229/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 25.12.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заинтересованного лица - Колчина А.В. по доверен. от 27.05.2020,
рассмотрев 24 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение от 27 февраля 2020 года Арбитражного суда Московской области, на постановление от 30 июня 2020 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-91229/2019
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Прогресс"
о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,
третье лицо: Администрация городского округа Красногорск Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ПРОГРЕСС" (далее - ООО "ПРОГРЕСС") о взыскании 3 137 280 рублей платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка КН 50:11:0010401:101 с "под муниципальным жилым домом" на "многоэтажная жилая застройка".
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерством имущественных отношений Московской области подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы истец указывает на нарушение судами норм материального права, поскольку в соответствии с частью 19 статьи 5.1 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную, многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)), ведение личного подсобного хозяйства. ведение дачного хозяйства (до 01.01.2019), ведение садоводства.
Заявитель жалобы указывает на то, что градостроительный план земельного участка для спорного участка утвержден только с 14.01.2020 по заявлению ООО "Прогресс" от 13.12.2019 N Р001-5673209669-31840411.
Истец ссылается на то, что судами не дана оценка постановлению администрации городского округа Красногорск Московской области от 04.10.2017 N 2298/10, которым изменяется вид разрешенного использования спорного земельного участка по заявлению ООО "Прогресс".
Представитель ответчика возражал против доводов жалоб, считая судебные акты законными и обоснованными.
Истец и третье лицо в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Судами установлено, что на основании Постановления Правительства Московской области от 13.03.2006 N 177/9 "О реализации инвестиционного проекта, предусматривающего завершение строительства жилых домов в микрорайоне Южные города Красногорска Московской области", в соответствии с инвестиционным контрактом, заключенным для разрешения ситуации, возникшей вследствие недобросовестных действий ООО "Компания "Стройиндустрия" в отношении третьих лиц в ходе строительства жилых домов, Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 02.08.2006 N 2240/8 ЗАО "Мосстроймеханизация" разрешена разработка проекта планировки квартала жилой застройки по ул. Заводская в мкрн. "Южный" г. Красногорска.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 19.02.2007 N 320/2 утвержден акт выбора земельного участка площадью 2, 87 га, категория земель: земли населенных пунктов, для размещения жилой застройки (реконструкции квартала) для ЗАО "Моссстроймеханизация", по адресу: ул. Заводская в мкрн. "Южный" г. Красногорска.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 23.01.2008 N 81/1 утвержден проект планировки мкрн. "Южный" г. Красногорска, включающий в себя сведения о территории микрорайона в границах красных линий, территории групп жилой застройки, общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений. 21 мая 2008 г. между Администрацией Красногорского муниципального района Московской области и МП "Красногорская служба заказчика" заключен договор аренды земельного участка общей площадью 28 690 кв. м, включающего в себя земельные участки с кадастровыми номерами: 50:11:0010401:101, 50:11:0010401:97, 50:11:0010401:98, 50:11:0010401:94, 50:11:0010401:95, 50:11:0010401:99, 50:11:0010401:100, 50:11:0010401:96.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 10.06.2008 N 1292/6 ЗАО "Моссстроймеханизация" разрешено проектирование 17-19-22-25-этажного 6-блок-секционного жилого дома (стр. корп. 31) со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями первого этажа общественного назначения в мкрн. "Южный" г. Красногорска.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 01.08.2008 N 1757/8 ЗАО "Моссстроймеханизация" разрешен снос жилых домов по адресу: Красногорск, ул. Заводская, д. NN 18, 19, 20, 21 после отселения граждан в соответствии с действующим законодательством.
На основании соглашения от 27.04.2015 о передаче прав и обязанностей по инвестиционному контракту N 59/11-06 от 30.06.2006 и разрешения на строительство RU5050500015, выданного 26.03.2009 ответчик осуществляет инвестирование проектирования, строительства и ввод в эксплуатацию третьего и четвертого пусковых комплексов инвестиционного объекта: 17-19-22-25 этажного 6-блок-секционного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями первого этажа общественного назначения по строительному адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Заводская, корп. 31
Земельный участок с кадастровыми номерами: 50:11:0010401:101, вид разрешенного использования: под муниципальным жилым домом, предоставлен ответчику в собственность, 07.04.2016 произведена государственная регистрация права собственности. На основании заявления общества постановлением Администрации городского округа Красногорск Московской области от 04.10.2017 N 2298/10 изменен вид разрешенного использования земельного участка 50:11:0010401:101 с "под муниципальным жилым домом" на "многоэтажная жилая застройка". Соответствующие изменения внесены в ЕГРН.
Минмособлимущество на основании Постановления Правительства Московской области N 1190/57 осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования и направило собственнику земельного участка (ООО "Прогресс") уведомление от 09.06.2018 N 13Исх-11831 на сумму 3 137 280,00 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, поскольку претензия направленная ответчику, оставлена последним без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что получить разрешение на строительство можно было только при наличии градостроительного плана земельного участка и соответствия данного плана представленной проектной документации, предусматривавшей возможность осуществления строительства многоквартирных жилых домов, поэтому внесение в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "под муниципальным жилым домом" на "многоэтажная жилая застройка" произведено в порядке приведения в соответствие с Классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, и оснований для взыскания платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, а при ее невнесении, внесении в ЕГРН сведений о прежнем виде разрешенного использования, не имеется.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Особенности изменения видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящихся в собственности физических лиц или юридических лиц урегулированы статьей 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ).
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31 декабря 2013 года N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Министерством имущественных отношений Московской области с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле, указанной в пункте 3 Порядка.
Основания освобождения от платы за изменение установлены в пункте 3 статьи 22 Закона N 43-ФЗ.
Согласно данной норме указанная плата не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, приведенный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Законом Московской области. Законом N 23/96-ОЗ (статья 5.2) приведен исчерпывающий перечень оснований для освобождения собственника земельного участка от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме оснований, установленных в пункте 3 статьи 22 Закон N 43-ФЗ, к основаниям освобождения также относятся случаи, если вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области и включенным в перечень, утвержденный Правительством Московской области.
Сам по себе факт изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося на территории Московской области, свидетельствует о необходимости внесения соответствующей платы при отсутствии предусмотренных пунктом 3 статьи 22 Закон N 43-ФЗ оснований.
Как установлено судами, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:101, а также ненормативный акт органа местного самоуправления о его утверждении отсутствует.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Ссылка судов на то, что получить разрешение на строительство можно было только при наличии градостроительного плана земельного участка и соответствия данному плану представленной проектной документации, предусматривавшей возможность осуществления строительства многоквартирных жилых домов, является предположением и не основана на имеющихся в деле доказательствах.
При указанных обстоятельствах, вывод судов о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено в порядке приведения в соответствие с Классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, является необоснованным.
Иных оснований для освобождения собственника земельного участка от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка судами не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не являются законными и обоснованными, в связи с чем, и в соответствии с частями 1 - 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные судебные акты подлежат отмене.
Правильность расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, произведенного Минмособлимуществом, судами не проверялась.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в отмененной части в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 названного Кодекса подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, проверить все доводы сторон, определить законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям, проверить расчет взыскиваемой платы, на основе оценки в соответствии с требованиями закона относимых, допустимых, достоверных доказательств в их совокупности и взаимной связи установить имеющие значение для дела обстоятельства, исходя из которых принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 года по делу N А41-91229/2019 отменить, данное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
И.Ю. Григорьева |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кроме оснований, установленных в пункте 3 статьи 22 Закон N 43-ФЗ, к основаниям освобождения также относятся случаи, если вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области и включенным в перечень, утвержденный Правительством Московской области.
Сам по себе факт изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося на территории Московской области, свидетельствует о необходимости внесения соответствующей платы при отсутствии предусмотренных пунктом 3 статьи 22 Закон N 43-ФЗ оснований.
...
Ссылка судов на то, что получить разрешение на строительство можно было только при наличии градостроительного плана земельного участка и соответствия данному плану представленной проектной документации, предусматривавшей возможность осуществления строительства многоквартирных жилых домов, является предположением и не основана на имеющихся в деле доказательствах.
При указанных обстоятельствах, вывод судов о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено в порядке приведения в соответствие с Классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, является необоснованным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 декабря 2020 г. N Ф05-16381/20 по делу N А41-91229/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8156/2021
04.03.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-91229/19
25.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16381/20
30.06.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6448/20
27.02.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-91229/19