город Москва |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А41-14730/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО АП "Фирма Октябрьское": Тихонова Р.В. (дов. N 1 от 18.12.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства экологии и природопользования Московской области: Хохлова В.В. (дов. N 22 от 07.11.2019 г.);
рассмотрев 22 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО АП "Фирма Октябрьское" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 г., по делу N А41-14730/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агропромышленная "Фирма Октябрьское"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 02/63/0131/2020 от 18 февраля 2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агропромышленная "Фирма Октябрьское" (далее - ООО АП "Фирма Октябрьское", общество, заявитель) имеет лицензию на право пользования недрами МСК 80063 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча ПГМ и песков на участке недр площадью 514,0 га. Октябрьского месторождения для использования их в строительных целях, расположенным 0,8 км севернее с. Октябрьское Коломенского района Московской области, со сроком действия 01 января 2023 г.
На основании информации, поступившей из Управления по недропользованию, и по результатам анализа выполнения условий недропользования Министерством экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкология Московской области, административный орган) установлено, что ООО АП "Фирма Октябрьское" допустило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, выразившихся в нарушении уровня добычи полезных ископаемых.
Так, в соответствии с пунктом 5.2 Приложения к лицензии МСК N 80063 ТЭ уровень добычи полезного ископаемого устанавливается недропользователю в объеме 490-510 тыс. м3 строительных песков и ГПМ ежегодно.
Объем добычи полезных ископаемых может изменяться по согласованию с Минэкологией Московской области.
Согласно отчету 5-гр за 2019 год за прошедший год обществом добыто 249,8 тысяч кубических метров.
На основании полученных данных 12 февраля 2020 г. в отношении ООО АП "Фирма Октябрьское" составлен протокол об административном правонарушении N 02/63/0131/2020, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Минэкологии Московской области по делу об административном правонарушении N 02/63/0131/2020 от 18 февраля 2020 г. ООО АП "Фирма Октябрьское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО АП "Фирма Октябрьское" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Минэкологии Московской области о его отмене.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 г., постановление Минэкологии Московской области по делу об административном правонарушении N 02/63/0131/2020 от 18 февраля 2020 г. о привлечении ООО АП "Фирма Октябрьское" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ изменено в части назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб., изменив его на административный штраф в размере 150 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО АП "Фирма Октябрьское" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая они приняты с нарушением норм материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку пункт 5.2 условия пользования недрами (приложение лицензии МСК N 80063 ТЭ) и распоряжение Минэкологии Московской области от 15 июля 2011 г. N 157-РМ "О внесении изменений в лицензию на право пользования недрами МСК N 80063 ТЭ" не содержат обязательного требования или условия о необходимости строгого соблюдения объемов добычи полезного ископаемого.
Отзыв на кассационную жалобу от Минэкологии Московской области не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО АП "Фирма Октябрьское" поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель Минэкологии Московской области против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Закон Российской Федерации N 2395-1 от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу части 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, владельцы лицензии несут ответственность за соблюдение ее условий.
Действия, связанные с пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ООО АП "Фирма Октябрьское" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении обществом недропользования с нарушением условий лицензии в части нарушения уровня добычи полезного ископаемого и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суды пришли к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, применив положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, счел возможным снизить размер штрафа менее минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, до 150 000 руб.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного обществу, суд принял во внимание отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, в спорном правоотношении правонарушение не повлекло причинение имущественного ущерба, а равно не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Отклоняя доводы общества о наличии у него права на осуществление добычи полезных ископаемых в объеме меньшем, чем это предусмотрено лицензией, суды указали на то, что добыча полезного ископаемого (суглинка) в объеме меньшем, чем согласован в техническом проекте месторождения и установленном в лицензионном соглашении, без согласования с органом, предоставившим лицензию, составляет состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, который является формальным.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
В кассационной жалобе обществом приведены доводы об отсутствии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, поскольку при наличии установленных в лицензии объемов добычи полезного ископаемого, указанной в лицензии не установлен запрет на добычу полезного ископаемого в меньшем количестве.
Указанный довод был предметом рассмотрения судов и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
В настоящем случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства о недрах, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом действующего законодательства материалы дела не содержат.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ООО АП "Фирма Октябрьское" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, уплаченная обществом по платежному поручению N 4522 от 13 октября 2020 г. государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп. (три тысячи руб. 00 коп.) за подачу кассационной жалобы подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 г. по делу N А41-14730/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО АП "Фирма Октябрьское" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Агропромышленная "Фирма Октябрьское" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. (три тысячи руб.), уплаченную по платежному поручению N 4522 от 13 октября 2020 г.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2020 г. N Ф05-21638/20 по делу N А41-14730/2020