г. Москва |
|
29 декабря 2020 г. |
Дело N А41-2624/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Гречишкина А.А.
судей: Анциферовой О.В., Каменской О.В.
при участии в заседании:
от истца: Рожкова Е.В., по доверенности от 09 01 2020,
от ответчика: Пономаренко А.А., Баринова О.А., по доверенности от 12 02 2020,
рассмотрев 22 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
ИП Пономаренко Е.Ю.
на решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2020 года,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 года,
по иску Минсельхозпрод
к ИП Пономаренко Е.Ю.
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - истец, Минсельхозпрод) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ИП Пономаренко Е.Ю. (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании денежных средств, полученных в качестве гранта в связи с невыполнением достижения показателей результативности в размере 492 651 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.06.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, ИП Пономаренко Е.Ю. обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, дело направить на новое рассмотрение.
Податель жалобы указала, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела; суды не исследовали доказательства, имеющиеся в деле.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2020 рассмотрение кассационной жалобы было отложено до 22.12.2020 по основаниям, предусмотренным статьей 158 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали изложенные в жалобе и представленном в материалы дела отзыве доводы.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
При рассмотрении дела судами установлено и из материалов дела следует, что между сторонами 06.06.2017 заключено соглашение N 9 о предоставлении средств бюджета Московской области на создание и развитие КФХ в Московской области в целях приобретения сельскохозяйственного оборудования и инвентаря.
Указанное соглашение заключено в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Законом Московской области от 26.12.2016 N 175/2016-ОЗ "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", постановления Правительства Московской области от 13.08.2013 N 602/31 "Об утверждении государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья" (далее - Программы), постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 866/22 "О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в Московской области".
Цели и условия предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в рамках реализации государственной программы Московской области определены Порядком предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 866/22 в редакции от 25.07.2017 "О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в Московской области".
Согласно пункту 2 Порядка Гранты предоставляются начинающим фермерам, подавшим заявку и прошедшим отбор Конкурсной комиссией Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.
В соответствии с п. 1 соглашения Министерство предоставляет Участнику Программы средства бюджета Московской области на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в виде Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Грант) в размере 1 470 600 рублей, в том числе за счет средств бюджета Московской области 712 558,50 рублей 50 копеек, в соответствии с протоколом заседания Конкурсной комиссии Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм от 16.05.2017.
Согласно п. 2.2.16 участник программы обязан достигнуть показателей результативности использования средств Гранта, установленных в приложении N 1 к настоящему Соглашению.
Приложением N 1 к Соглашению установлено, что показателями результативности использования средств гранта являются создание новых постоянных рабочих мест согласно бизнес плану в количестве 6, а в году получения гранта - 3, а также рост в объеме сельскохозяйственной продукции не менее 10% в году получения гранта.
В соответствии с соглашением ответчику были перечислены денежные средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 470 600 рублей.
Согласно представленному ответчиком отчету о целевом расходовании гранта по состоянию на 01.01.2019 не были достигнуты показатели результативности использования средств Гранта, именно не создано 2 новых постоянных рабочих места, а создано 1 рабочее место.
В силу п. 2.2.17. соглашения в случае недостижения показателей результативности использования средств Гранта, указанных в пункте 2.2.16 Соглашения, средства Гранта подлежат возврату в доход бюджета Московской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
02.12.2019 истец направил ответчику досудебную претензию с требованием возвратить средства гранта. Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статей 28, 38, 78 БК РФ, статьями 309, 310 ГК РФ, учитывая, что ответчиком не представлены доказательства выполнение показатели результативности по представленным средствам гранта на основании соглашения N 9 от 06.06.2017, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции полагает, что, разрешая спор, суды правильно применили нормы материального права.
Податель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование этого указала, что КФХ создало 4 рабочих места в 2017 г., что подтверждается штатным расписанием N 1 от 15 03 2017, однако суды не дали ему оценку и пришли к ошибочному выводу о том, что в КФХ в 2017 г. было создано одно рабочее место вместо положенных трех.
Суды отклонили данный довод, указав, что ссылка ответчика на то, что хозяйством фактически было создано четыре постоянных рабочих места, на которые принимались периодически разные работники по временным соглашениям, не может служить доказательством исполнения соглашения, поскольку не представлено доказательств создания именно постоянных рабочих мест.
Кассационный суд полагает, что суды правильно не приняли во внимание штатное расписание N 1 от 15 03 2017, поскольку наличие только штатного расписания не подтверждает факт создания постоянных рабочих мест. Штатное расписание указывает лишь на предполагаемое количество работников, а не фактически работающих в хозяйстве в данный момент.
Суды, оценив доказательства, представленные в дело ответчиком, пришли к правильному выводу о недоказанности факта работы в хозяйстве четырех постоянных работников, ведь представленные в дело приказы о приеме на работу относятся к 2018-2019 годам, а не к 2017 году.
Суды также правильно отвергли довод ответчика о том, что Соглашением было предусмотрено создание одного рабочего места на каждый полученный 1 000 000 рублей. Суды написали, что приложением N 1 к Соглашению определено, что показателем результативности является создание трех рабочих мест в году получения гранта, при этом указание в скобках названного приложения: не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 1 млн. рублей, но не менее оного нового постоянного рабочего места на грант, является общим положением, которое, по мнению судов, конкретизировано непосредственно в разделе "Значение показателя результативности в году получения Гранта" - сторонами указано конкретное число постоянных рабочих мест, подлежащих созданию по условиям соглашения - три постоянных рабочих места.
Податель жалобы заметил также, что суды не исследовали доказательства, имеющиеся в деле, указав в качестве примера то, что суды написали, что ответчик представил отчет за 2018 г. На самом деле, спор шел о данных отчета за 2017 г.
Кассационный суд отклоняет данный довод, полагая, что имела место опечатка, которая не повлияла на выводы судов по существу спора, поскольку из содержания судебных актов следует, что речь шла об отчете за 2017 г.
Кассационный суд полагает, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 года по делу N А41-2624/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении дела судами установлено и из материалов дела следует, что между сторонами 06.06.2017 заключено соглашение N 9 о предоставлении средств бюджета Московской области на создание и развитие КФХ в Московской области в целях приобретения сельскохозяйственного оборудования и инвентаря.
Указанное соглашение заключено в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Законом Московской области от 26.12.2016 N 175/2016-ОЗ "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", постановления Правительства Московской области от 13.08.2013 N 602/31 "Об утверждении государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья" (далее - Программы), постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 N 866/22 "О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в Московской области".
...
Принимая решение, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статей 28, 38, 78 БК РФ, статьями 309, 310 ГК РФ, учитывая, что ответчиком не представлены доказательства выполнение показатели результативности по представленным средствам гранта на основании соглашения N 9 от 06.06.2017, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2020 г. N Ф05-21358/20 по делу N А41-2624/2020