город Москва |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А41-87641/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 22 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Администрации городского округа Воскресенск
на решение от 11 февраля 2020 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 24 августа 2020 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-87641/19
по заявлению ООО "Шурави"
об оспаривании решения
к Администрации городского округа Воскресенск,
третьи лица: МТДИ Московской области, Мособлархитектура,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Шурави" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация) о признании незаконным решения от 05.07.2019 N 1439 об отказе в принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:2952 и обязании принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:2952 на два земельных участка, площадью 7.377 кв.м и площадью 3.623 кв.м, в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению общества от 03.06.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МТДИ Московской области и Мособлархитектура.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения администрации, изложенного в письме от 05.07.20196 N 1439; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного от 24 августа 2020 года произведена замена Администрации Воскресенского муниципального района Московской области на правопреемника - Администрацию городского округа Воскресенск Московской области; решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского округа Воскресенск обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является собственником нежилого здания, площадью 1.317,9 кв.м, с кадастровым номером 50:29:0060102:298, нежилого здания для хранения продукции, площадью 24,8 кв.м, плоскостного сооружения - погрузочно-разгрузочной площадки, площадью 1.000 кв.м, плоскостного сооружения - погрузочно-разгрузочной площадки, площадью 150 кв.м, навеса, площадью 110 кв.м, забора, площадью 80 кв.м, что подтверждается представленными выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), свидетельствами о праве собственности, представленными в материалы дела (от 24.02.2014 N 50-50-29/007/2014-265).
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 29:0060221:2952, общей площадью 11.000 кв.м, по адресу: Московская область, Воскресенский район, п. Сетовка, уч. 29-а, категория земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с видом разрешенного использования "для производства и складирования продукции сельскохозяйственного назначения и товаров народного потребления".
Земельный участок без проведения торгов предоставлен обществу на праве аренды на срок с 26.12.2018 по 27.05.2022 по договору от 26.12.2018 N 1617/Фед, заключенному с администрацией.
Земельный участок с кадастровым номером 29:0060221:2952, общей площадью 11.000 кв.м, образован путем объединения двух земельных участков с кадастровым номером 50:29:0060221:1928, общей площадью 8.210 кв.м, и с кадастровым номером 50:29:0060221:1929, общей площадью 2.790 кв.м, предоставленных обществу на праве аренды.
Решением администрации от 07.05.2018 N 1087/030 обществу отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 29:0060221:2952 со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, поскольку полностью расположен в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта, согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, и рекомендовано обратиться в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
Судами из письма Мособлархитектуры от 11.10.2018 N 30исх-25197 установлено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне планируемой конструкции автомобильной дороги регионального значения "М5 "Урал - Невское" (около 25 метров от юго-восточной стороны границы участка).
Согласно письму МТДИ Московской области от 22.08.2018 N 21Исх-10716, испрашиваемый земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, частично расположен в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения "М5 "Урал - Невское" с доведением до характеристик IV - технической категории, ширина зоны планируемого размещения - 100 м, ширина полосы отвода - 35 м, 2 полосы движения.
В целях последующего выкупа части земельного участка, ограничения в оборотоспособности которого отсутствуют, общество письмом от 03.06.2019 обратилось в администрацию с просьбой согласовать раздел земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:2952, общей площадью 11.000 кв.м, на два земельных участка, площадью 7.377 кв.м и 3.623 кв.м, в соответствии с приложенной к письму схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В ответ на указанное обращение администрация в письме от 05.07.2019 N 1439 указала, что согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Фединское Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской от 06.04.2018 N 629/62, земельный участок с кадастровым номером 50:29:0060221:2952 расположен в зоне Т - транспортной инфраструктуры, вид разрешенного использования "для производства и складирования продукции сельскохозяйственного назначения и товаров народного потребления" в зоне Т отсутствует, в связи с чем рекомендовала обществу привести вид разрешенного использования в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом территориальной зоны.
Общество, полагая, что указанное решение администрации нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных обществом требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Исходя из статей 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образуются в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно части 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
- подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
- копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН.
Из положений Земельного кодекса Российской Федерации также следует, что схема расположения земельного участка утверждается в связи с обращением о предоставлении земельного участка.
Частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (часть 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Таким образом, если земельный участок только предстоит образовать, процедура его предоставления без торгов включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, указанных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим.
При этом такое основание для отказа, необходимость приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом территориальной зоны, статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу положений пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:2952 с видом разрешенного использования - для производства и складирования продукции сельскохозяйственного назначения и товаров народного потребления - вновь образуемые земельные участки будут иметь целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка.
При этом вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка, не предусмотренному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.12.2011 N 12651/11, от 29.05.2012 N 13016/11, изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что решение администрации, изложенное в письме от 05.07.2019 N 1439, не соответствует требованиям закона и удовлетворили заявленные требования в части признания его незаконным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2020 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2020 года по делу N А41-87641/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Воскресенск - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:2952 с видом разрешенного использования - для производства и складирования продукции сельскохозяйственного назначения и товаров народного потребления - вновь образуемые земельные участки будут иметь целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка.
При этом вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.12.2011 N 12651/11, от 29.05.2012 N 13016/11, изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2020 г. N Ф05-21629/20 по делу N А41-87641/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21629/20
24.08.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5131/20
11.02.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-87641/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-87641/19