город Москва |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А40-29367/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 22 декабря 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Москомстройинвеста
на решение от 05 июня 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 14 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-29367/20
по заявлению ООО "Бизнесстройгрупп"
об оспаривании постановления
к Москомстройинвесту,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бизнесстройгрупп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Москомстройинвесту о признании незаконным и отмене постановления от 03.02.2020 N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-19-625, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200.000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 года оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 100.000 руб., в остальной части постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ оставлено без изменения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного от 14 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Москомстройинвест обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в части снижения размере штрафа и принять по делу в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно оспариваемому постановлению обществом не внесены и не опубликованы в установленный законом срок достоверные сведения в проектную документацию на строительство объекта о финансовом результате текущего года по состоянию на 31.03.2019 (за 1 квартал 2019 года), чем нарушены часть 6 статьи 19, пункт 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
Постановлением от 03.02.2020 N 1 по делу об административном правонарушении N 05-07-19-625, вынесенным Москомстройинвестом, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, обществу назначен административный штраф в размере 200.000 руб.
Общество, не согласившись с оспариваемым постановлением в части размера назначенного административного штрафа, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП "Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства" (далее - Постановление N 157-ПП), постановлению Правительства Москвы от 03.07.2012 N 317-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории города Москвы" (далее - Постановление N 317-ПП), Москомстройинвест наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдения требований Федерального закона N 214-ФЗ.
Судами установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 11.04.2003 по юридическому адресу: г. Москва, Пресненская набережная, д. 8, стр. 1, пом. 522-М, комн. 2, этаж 55.
Обществом оформлены земельно-правовые отношения - договор аренды земельного участка от 02.08.2004 N 1831, получено разрешение на строительство объекта от 29.12.2011 N RU50524000-652 сроком действия до 31.12.2016, таким образом, общество в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ является застройщиком 7-секционного 6-19-этажного жилого дома по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Марушинское, д. Марушкино (площадка N 1).
Согласно информации, содержащейся в отчетности застройщика общества от 30.04.2019 N 77-09-1/9-52, представленной в Москомстройинвест, за I квартал 2019 года первый договор участия в долевом строительстве на строительство объекта по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, сельское поселение Марушинское, д. Марушкино (площадка N 1) заключен обществом 02.07.2012.
В связи с этим, общество осуществляет привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства объекта.
В соответствии со статьей 19 и пунктом 7 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, с целью осуществления контроля за опубликованием изменений в проектные декларации на строительство объекта произведен анализ проектной декларации, размещенной обществом в Единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) в сети "Интернет" на сайте: https://наш.дом.рф.
По результатам проведенного анализа опубликованной проектной декларации общества суды отметили следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ, информация о застройщике в проектной декларации должна содержать сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату).
В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, проектная декларация с внесенными в нее изменениями, указанными в частях 4 и 5 Федерального закона N 214-ФЗ, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства и направлению через личный кабинет застройщика в ЕИСЖС в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности: бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, представленной обществом в Москомстройинвест, в составе отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за I квартал 2019 года (от 30.04.2019 N 77-09-1/9-52) указаны следующие сведения о финансово-экономическом состоянии общества (31.03.2019):
- финансовый результат текущего года - 3.799.997 тыс. руб. (строка отчета о финансовых результатах 2400);
- дебиторская задолженность - 1.411.767.005 тыс. руб. (строка баланса 1230);
- кредиторская задолженность - 568.703.853 тыс. руб. (строка баланса 1520).
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, 01.01.2019-08.01.2019, 23.02.2019, 08.03.2019, 01.05.2019, 09.05.2019, 12.06.2019, 04.11.2019 - нерабочие праздничные дни.
Срок внесения изменений за I квартал 2019 года в проектную декларацию застройщиком, касающихся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ, о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности начинает проистекать с 06.05.2019 и последний день приходится на 08.05.2019.
Срок опубликования изменений за I квартал 2019 года в проектную декларацию застройщиком, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности начинает проистекать с 13.05.2019 и последний день приходится на 17.05.2019.
По результатам анализа проектной декларации от 03.04.2019 N 77-001807 (в редакции изменений от 29.04.2019, от 08.05.2019) на строительство объекта, опубликованной на сайте: https://наш.дом.рф установлено, что сведения о финансово-экономическом состоянии, а именно: о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года общества за I квартал 2019 года (31.03.2019) не внесены и не опубликованы, о чем свидетельствуют скриншоты от 12.08.2019 с сайта: https://наш.дом.рф.
Судами установлено, что обществом не внесены и не опубликованы в установленный законодательством срок достоверные сведения в проектную декларацию на строительство объекта, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ, о размерах кредиторской и дебиторской задолженности, о финансовом результате текущего года по состоянию на 31.03.2019 (за I квартал 2019 года), чем нарушены часть 6 статьи 19, пункт 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 214-ФЗ.
На основании изложенного суды обоснованно заключили, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения установлен судами и подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела об административном правонарушении.
Доводы общества об отсутствии в его действиях административного правонарушения обоснованно отклонены судами, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, учитывая требования статей 4.1, 4.2 КоАП РФ и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суды пришли к обоснованному выводу о снижении установленного Москомстройинвестом административного штрафа в размере 200.000 руб. до 100.000 руб. В остальной части заявленные требования обоснованно оставлены судами без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июня 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 года по делу N А40-29367/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Москомстройинвеста - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, учитывая требования статей 4.1, 4.2 КоАП РФ и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суды пришли к обоснованному выводу о снижении установленного Москомстройинвестом административного штрафа в размере 200.000 руб. до 100.000 руб. В остальной части заявленные требования обоснованно оставлены судами без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2020 г. N Ф05-21669/20 по делу N А40-29367/2020