г. Москва |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А40-3728/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 30.12.2020.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "КапиталИнвест" - извещено, представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
от Федеральной налоговой службы - извещена, представитель не явился,
от федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Лечебно-реабилитационный центр "Подмосковье" Федеральной налоговой службы" - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 23.12.2020 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КапиталИнвест"
на решение от 06.07.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 11.09.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-3728/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КапиталИнвест"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
об оспаривании бездействия,
третьи лица: Федеральная налоговая служба, федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Лечебно-реабилитационный центр "Подмосковье" Федеральной налоговой службы", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КапиталИнвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление) о признании незаконным бездействие, выраженное в отсутствии принятия решения по заявлению от 03.08.2018 о разделе земельных участков 50:12:0060109:8 и 50:12:0060110:27, представленных для реализации инвестиционного контракта.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Федеральная налоговая служба (далее - служба), федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Лечебно-реабилитационный центр "Подмосковье" Федеральной налоговой службы" (далее - учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Кроме того, от общества поступило ходатайство, в котором общество просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены два земельных участка, расположенные по адресу: Московская область, Мытищинский район, Федоскинский с/о, южнее деревни Аксаково: площадью 64300 кв. м с кадастровым номером 50:12:006 01 09:8 и площадью 21 085 кв. м с кадастровым номером 50:12:006 01 10:27.
По итогам проведенного конкурса 28.04.2007 между учреждением и обществом с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Инновационная логистика и бизнес" был заключен инвестиционный контракт N ИК-001-Y2007 по строительству объектов оздоровительного комплекса на указанных земельных участках.
В дальнейшем на основании дополнительного соглашения от 23.07.2007 N 1 все права и обязанности по данному инвестиционному контракту, как к инвестору, перешли к обществу.
Дополнительным соглашением от 15.01.2008 N 2 к инвестиционному контракту стороны произвели уточнение его предмета, а также этим дополнительным соглашением в содержание контракта был включен пункт 4.3.3, регулирующий земельно-имущественные отношения сторон при исполнении и по завершении исполнения контракта.
В соответствии с данным пунктом контракта "в течение периода строительства объекта учреждение (заказчик) выполняет за свой счет межевание земель, функционально относящихся к объектам недвижимости, на которые согласно пунктам 4.3.1, 4.3.2 контракта возникает право собственности Российской Федерации.
После ввода объектов в эксплуатацию инвестор, согласно пунктам 4.3.1, 4.3.2 контакта оформляет право собственности на возведенные объекты; при этом земельные участки, относящиеся к этим объектам, оформляются в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Названный инвестиционный контракт, так же как и два дополнительных соглашения к нему, были согласованы управлением.
Из содержания контракта следует, что распределение площади двух земельных участков, предназначенных для исполнения данного контракта, между инвестором и заказчиком должно было быть произведено после завершения выполнения всего объема работ, предусмотренных контрактом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По результатам исполнения инвестиционного контракта сторонами был подписан акт от 31.12.2009 о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 28.04.2007 N ИК-001-У-2007 по строительству объектов оздоровительного комплекса на земельных участках, находящихся в пользовании учреждения и расположенных по адресу: Московская область, Мытищинский район, Федоскинский с/о, южнее деревни Аксаково.
Из содержания данного акта следует, что стороны инвестиционного контракта подтвердили факт выполнения инвестором работ по финансированию и строительству объектов оздоровительного комплекса на двух земельных участках, находящихся в пользовании учреждения, в объеме сметного финансирования, предусмотренного контрактом. Указанные объекты приняты в эксплуатацию на основании распоряжения Администраций городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области "О разрешении на ввод объект в эксплуатацию от 30.12.2009 N 138.
Согласно акту, о результатах реализаций инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту стороны данного контракта распределили общую площадь вновь построенных объектов следующим образом:
- в собственность Российской Федерации в лице управления поступило здание фитнес-центра общей площадью 5 233,3 кв. м (вместо предусмотренного контрактом площадью 3000 кв. м,);
- в собственность инвестора поступило в общем количестве 24 объекта недвижимости, в том числе объекты инженерной инфраструктуры, необходимые для жизнеобеспечения зданий и строений, принадлежащих инвестору.
Содержанием пункта 6 акта о результатах реализации инвестиционного контракта стороны контракта подтвердили, что оформление прав на размежеванные земельные участки, функционально относящиеся, к объектам недвижимости, будет осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Акт от 31.12.2009 был также согласован управлением, а в последующем управлением было издано распоряжение от 21.04.2010 N 196 "О закреплении на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества за учреждением и утверждении акта о реализации инвестиционного контракта".
В декабре 2010 года инвестором была осуществлена государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества (всего 27 объектов, включая объекты инженерной инфраструктуры), которые поступили к нему в собственность в соответствии с актом от 31.12.2009.
Таким образом, инвестору, надлежащим образом исполнившему свои обязательства по инвестиционному, контракту, гарантируется предоставление в собственность вновь образованный земельный участок (нескольких земельных участков), занятого объектами недвижимости, поступивших к нему в собственность в соответствий с актом о результатах реализации инвестиционного контракта от 31.12.2009, поскольку инвестором были затрачены собственные денежные средства на возведение объекта недвижимости - здания фитнес-центра общей площадью 5233,3 кв. м, поступившего по итогам исполнения контракта в собственность Российской Федерации.
В последующем периоде после завершения исполнения инвестиционного контракта общество путем привлечения кадастровых инженеров общества с ограниченной ответственностью "Третья планета Мытищи" за счет собственных средств были изготовлены межевые планы по разделу земельных участков, предназначенных для исполнения инвестиционного контракта, а именно: с кадастровым номером 50:12:0060109:8 площадью 64 300 кв. м. и с кадастровым номером 50:12:0060110:27 площадью 21 085 кв. м.
Согласно предложенному обществом межевому плану по разделу земельного участка с кадастровым номером 50:12:0060109:8 от 03.12.2013, данный земельный участок площадью 64 300 кв. м предлагалось разделить на три участка, один из которых предназначен для поступления во владение заказчика, а именно:
- земельный участок с условным кадастровым номером 50:12:0060109:0008/ЗУ1 площадью 22 537 кв. м в связи с нахождением на этом участке объектов недвижимого имущества и объектов инженерной инфраструктуры, принадлежащих на праве оперативного управления заказчику;
- земельные участки с условным кадастровым номером 50:12:0060109:8/ЗУ2 площадью 1798 кв. м и с условным кадастровым номером 50:12:0060109:8/ЗУЗ площадью 40 780 кв. м предлагалось образовать для предоставления в собственность инвестору, в связи с нахождением на этих участках объектов недвижимого имущества, поступивших к нему в собственность по результатам распределения построенных объектов, оздоровительного комплекса на основании акта о результатах реализации инвестиционного контракта от 31.12.2009.
Разделение (распределение площади) земельного участка с кадастровым номером 50:12:0060109:8 между заказчиком и инвестором вышепредложенным образом отвечало целям и задачам реализации инвестиционного контракта, а также соответствовало положениям статьи 36 ЗК РФ, поскольку предоставляемый инвестору в результате раздела земельный участок с кадастровым номером 50:12:0060109:8/ЗУЗ в указанной площади ему необходим в полной мере для эксплуатации возведенных на этом участке объектов капитального строительства (малоэтажных жилых корпусов), при этом предлагаемая граница раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0060109:8 вплотную примыкала к объектам инвестора. В свою очередь вновь образуемый земельный участок с кадастровым номером 50:12:0060109:8/ЗУ2 площадью 1798 кв. м необходим инвестору для эксплуатации находящегося у него в собственности и расположенного на этом участке отдельно стоящего гидротехнического сооружения - водозаборного устройства (ВЗУ), осуществляющего функции водоснабжения объектов инвестора.
В соответствии с межевым планом по разделу земельного участка с кадастровым номером 50:12:0060110:27 площадью 21 085 кв. м от 03.12.2013 также предлагалось образование двух земельных участков, при этом большая его часть, а именно участок с условным кадастровым номером 50:12:0060110:27/ЗУ1 площадью 13 028 кв. м должен был остаться во владении заказчика, а второй земельный участок с условным кадастровым номером 50:12:0060110:27/ЗУ2 площадью 8057 кв. м предлагалось предоставить в собственность инвестору, в связи с нахождением на этом участке объектов недвижимого имущества, находящихся у него в собственности по результатам распределения построенных объектов оздоровительного комплекса на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта от 31.12.2009, а именно административного здания и здания оздоровительного комплекса.
Для дальнейшего решения вопроса о разделе исходных земельных, участков и о предоставлении в собственность инвестора испрашиваемых участков, общество направило в адрес управления, учреждения, службы требования о разделе исходных земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0060109:8 и 50:12:0060110:27 с последующим предоставлением в собственность инвестору вновь образуемых участков, занятых объектами недвижимости, принадлежащими обществу.
Направлению данных требований о разделе исходных земельных участков с межевыми планами от 03.12.2013 со стороны общества предшествовало направление в адрес управления и ФАУГИ аналогичных по содержанию заявлений о разделе земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0060109:8 и 50:12:0060110:27 согласно приложенных к заявлению проектов межевания исходных участков, с последующим предоставлением в собственность обществу вновь образуемых земельных участков занятых объектами недвижимости, принадлежащими обществу. На указанные обращения обществом ответов также не было получено.
Исходя из отсутствия решения о разделе исходных земельных участков и о предоставлении в собственность инвестору испрашиваемых земельных участков, образуемых при разделе исходных участков в досудебном (заявительном) порядке, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к управлению и учреждению о разделе земельных участков с кадастровыми номерами: 50:12:0060109:8 и 50:12:0060110:27, ранее предоставленных для реализации инвестиционного контракта, заключенного между сторонами по делу, в соответствий с предложенной схемой раздела земельных участков согласно представленных обществом межевых планов от 03.12.2013 и о признаний за обществом права собственности на вновь образованные в результате такого раздела земельные участки по основанию нахождения на таких участках (вновь образованных) объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности общества.
Вступившим в законную силу решением от 26.03.2018 по N А41-71308/2017 Арбитражный суд Московской области отказал обществу в удовлетворении заявления, указав в решении на то, что истец не реализовал свое право на приобретение земельных участков из государственной собственности в порядке, установленном как земельным законодательством, так и соглашением сторон в рамках инвестиционных отношений.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2018 по тому же делу, данное решение суда оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 отказано в передаче кассационной жалобы общества для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Общество направило повторные обращения (заявления) в управление, учреждение, службу о проведении раздела исходных земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0060109:8 и 50:12:0060110:27 при выделении из их состава вновь образуемых участков, занятых объектами недвижимости, принадлежащими обществу, с предоставлением схем предлагаемого раздела исходных участков (проектов раздела), а также с предоставлением (по требованию управления) схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом в направленных обращениях (заявлениях) общество просило учреждение и службу согласовать представленные схемы раздела исходных земельных участков, а управление, как орган, исполняющий полномочия собственника данных земельных участков, - произвести непосредственно раздел исходных земельных участков согласно представленных схем раздела.
В этих обращениях (заявлениях) согласно представленным схемам раздела исходных земельных участков общество заявило (предложило) следующее:
- в соответствии с представленной на согласование схемой раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0060109:8 площадью 64 300 кв. м, а также в соответствии со схемой расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, в отношении этого земельного участка обществом было предложено произвести раздел данного участка на четыре новых земельных участка, из которых: один вновь образованный земельный участок оставить во владении учреждения, а именно: участок с условным кадастровым номером 50:12:006 01 09:8/ЗУЗ площадью 21 836 кв. м, в связи с нахождением на этом участке объектов недвижимого имущества и объектов инженерной инфраструктуры, принадлежащих на праве оперативного управления учреждению, а два других участка с условным кадастровым номером 60:12:0060109:8/ЗУ2 площадью 1795 кв. м и с условным кадастровым номером 50:12:0060109:8/ЗУ1 площадью 40 625 кв. м, обществом было предложено образовать для последующего предоставления в собственность инвестору, в связи с нахождением на данных участках объектов недвижимого имущества и объектов инженерной инфраструктуры, находящихся у него в собственности по результатам распределения построенных объектов оздоровительного комплекса на оснований акта о результатах реализаций инвестиционного контракта от 31.12.2009; земельный участок с условным кадастровым номером 50:12:0060109:8/ЗУ4 площадью 44 кв. м предлагалось образовать и предоставить во владение эксплуатирующей организаций электросетевого хозяйства в связи с нахождением на данном участке трансформаторной подстанций;
- в соответствий с представленной на согласование схемой раздела земельного участка в измененных границах с кадастровым номером 50:12:0060110:27 площадью 21 085 кв. м. а также в соответствий со схемой расположения данного участка на кадастровом плане территорий, в отношений указанного участка обществом было предложено выделить из его состава земельный участок с условным кадастровым номером 50:12:006 01 10:27/ЗУ 1 площадью 8 081 кв. м. для последующего его предоставления в собственность инвестору, в связи с нахождением на этом участке объектов недвижимого имущества, находящихся у него в собственности по результатам распределения построенных объектов оздоровительного комплекса на оснований акта о результатах реализаций инвестиционного контракта от 31.12.2009; при этом земельный участок с кадастровым номером 50:12:0060110:27 в измененных границах с измененной площадью 13 004 кв. м. остается в пользований учреждения в связи с нахождением на этом земельном участке объектов недвижимого имущества и объектов инженерной инфраструктуры, принадлежащих ему на праве оперативного управления.
На данные обращения от учреждения и от службы были даны ответы, согласно которым обществу сообщалось о том, что полномочия собственника в отношении земельных участков (как исходных, так и испрашиваемых) осуществляет управление. Соответственно данный государственный орган наделен исключительными полномочиями по принятию решений о разделе земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Письмом от 24.09.2018 в обоснование ранее направленного заявления общество представило в управление дополнительный пакет документов.
На поступившее от общества в управление заявление от 03.08.2018 о разделе земельных участков управление дало ответ от 22.10.2018 N АК/11-9018, которым сообщило об отказе обществу в утверждении представленных обществом схем расположения земельных участков (которыми предусмотрен заявленный раздел исходных земельных участков) по причине не представления ряда документов, указанных управлением, в частности, по причине непредставления схем расположения земельных участков в электронном виде (на диске с zip-архивом).
С обращением от 30.11.2018 общество представило в адрес управления документы, а также схемы расположения земельных участков в электронном виде (на диске с zip-архивом).
Исходя из того, что управление не было принято решение по обращению общества от 03.08.2018 о разделе земельных участков 50:12:0060109:8 и 50:12:0060110:27, представленных для реализации инвестиционного контракта, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие управление, выраженное, по мнению общества, в отсутствии принятия решения по данному от 03.08.2018.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций с учетом приведенных обстоятельств пришли к выводу о том, что оспариваемое бездействие управления отсутствует, установив, что по заявлению общества от 03.08.2018 управление приняло решение (об отказе обществу в утверждении представленных схем расположения земельных участков), о чем сообщило обществу письмо от 22.10.2018 N АК/11-9018.
При этом апелляционный суд квалифицировал другое обращение общества как повторное, отклонив доводы общества о том, что указанный отказ рассматривается обществом как приостановление рассмотрения заявления от 03.08.2018, как несостоятельные. Поэтому рассмотрение управлением в течение длительного времени повторного заявления общества (о проведении раздела исходных земельных участков 50:12:0060109:8 и 50:12:0060110:27 предложенным обществом способом) не могло рассматриваться как бездействие управления по непринятию решения по заявлению общества от 03.08.2018. Дополнительно апелляционный суд принял во внимание, что предмет спора формулирует сам заявитель.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, доводов лиц, участвующих в деле.
Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции; оснований для вывода о неправильном применении судами норм права не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2020 по делу N А40-3728/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разделение (распределение площади) земельного участка с кадастровым номером 50:12:0060109:8 между заказчиком и инвестором вышепредложенным образом отвечало целям и задачам реализации инвестиционного контракта, а также соответствовало положениям статьи 36 ЗК РФ, поскольку предоставляемый инвестору в результате раздела земельный участок с кадастровым номером 50:12:0060109:8/ЗУЗ в указанной площади ему необходим в полной мере для эксплуатации возведенных на этом участке объектов капитального строительства (малоэтажных жилых корпусов), при этом предлагаемая граница раздела земельного участка с кадастровым номером 50:12:0060109:8 вплотную примыкала к объектам инвестора. В свою очередь вновь образуемый земельный участок с кадастровым номером 50:12:0060109:8/ЗУ2 площадью 1798 кв. м необходим инвестору для эксплуатации находящегося у него в собственности и расположенного на этом участке отдельно стоящего гидротехнического сооружения - водозаборного устройства (ВЗУ), осуществляющего функции водоснабжения объектов инвестора."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 декабря 2020 г. N Ф05-21742/20 по делу N А40-3728/2020