город Москва |
|
14 января 2021 г. |
Дело N А41-5276/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО СК "Росгосстрах": Мелькумовой А.Л. (дов. N 1717-Д от 01.10.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Банка России: Дубинниковой А.А. (дов. от 25.11.2019 г.);
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 14 января 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО СК "Росгосстрах"
на решение Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2020 г.,
по делу N А41-5276/20
по заявлению публичного акционерного общества Страховая Компания "Росгосстрах"
к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления по Центральному федеральному округу г. Москва
о признании незаконным и отмене постановления от 10 декабря 2019 г. N 19-25668/3110-1 по делу об административном правонарушении N ЦА-53-ЮЛ-19-25668,
УСТАНОВИЛ: 03 июня 2019 г. должностными лицами Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России, банк, административный орган) на основании поручения от 07 мая 2019 г. N ПН-И25-9-3/309ДСП, дополнения к поручению от 23 мая 2019 г. N ДПН-И25-9-3/358ДСП проведена проверка в отношении публичного акционерного общества Страховая компания "Росгосстрах" (далее - ПАО СК "Росгосстрах", общество, страховщик, заявитель) в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В ходе проведения административным органом проверки в отношении договора обязательного страхования автогражданской ответственности (далее - ОСАГО) от 11 сентября 2018 г. N ККК3003518903 (далее - договор) страховщику передана заявка на предоставление документов (информации) и оказание содействия от 16 мая 2019 г. N 3, в соответствии с пунктом 1 которой обществу надлежало в срок до 17 мая 2019 г. предоставить в отношении договора следующую информацию:
- общие сведения (в том числе условия) о данном договоре страхования, дополнительных соглашениях к нему, предыдущем договоре страхования (а также предыдущем полисе) если данный договор создан в связи с корректировкой сведений по договору;
- документы, явившиеся основанием для заключения договора (заявление на заключение договора, паспорт или документы о государственной регистрации юридического лица, ПТС, СТС, водительское удостоверение (ВУ) и т.д.);
- документы, явившиеся основанием для изменения договора (заявление, документы, подтверждающие новые сведения (в зависимости от вида изменений: ВУ, паспорт и т.д.);
- всю информацию, переданную (внесенную) в АИС РСА по данному договору (первоначальную и последующую (при внесении изменений, корректировок);
- платежные документы, подтверждающие оплату страхователем страховой премии по договору, а также доплату премии или ее возврат при ее пересчете (изменении условий договора);
- лог-файлы в соответствии с Указанием Банка России N 4190-У (в случае заключения договора в виде электронного документа).
В ответ на заявку общество письмами от 17 мая 2019 г. N 30305/82, 29612/82 сообщило Банку России о том, что упомянутый договор ОСАГО является переоформленным (новым) в связи с внесенными изменениями в первоначальный договор ОСАГО от 09 января 2019 г. N ХХХ0075792215 (далее - договор N ХХХ0075792215), заключенный в форме электронного документа и сообщено об отсутствии возможности предоставить часть запрошенных документов в связи с их отсутствием во внутренней системе общества, рассматриваемые документы не сохранились по неустановленным причинам.
По результатам проверки составлен акт проверки от 03 июня 2019 г. N А1Н-И25-9-4/396ДСП.
На основании полученных данных 19 ноября 2019 г. Банком России в отношении ПАО СК "Росгосстрах" был составлен протокол об административном правонарушении по делу об административном правонарушении N ЦА-53-ЮЛ-19-25668/1020-1.
Постановлением Банка России от 10 декабря 2019 г. N ЦА-53-ЮЛ-19-25668 ПАО СК "Росгосстрах" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО СК "Росгосстрах" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Банку России о его отмене.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО СК "Росгосстрах" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава вмененного правонарушения, поскольку необеспечение требований пункта 28 Указания N 4190-У не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, поскольку фактически Банк России вменяет страховщику нарушение правил заключения договора страхования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Приведены также доводы о пропуске административным органом двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Банк России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ПАО СК "Росгосстрах" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Банка России возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела).
Согласно пункту 2.1 статьи 6 Закона об организации страхового дела страховщики должны создать условия для обеспечения сохранности документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых устанавливаются органом страхового надзора, а также информации, содержащейся в информационных системах, ведение которых предусмотрено статьей 29.1 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Закона об организации страхового дела страховщик обязан отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных информационных систем, ведение которых предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 4 статьи 29.1 Закона об организации страхового дела установлено, что в случае непринятия страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в базах данных, ведение которых предусмотрено настоящей статьей, в том числе путем создания их резервных копий, страховщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2.1 статьи 6 Закона об организации страхового дела Центральным Банком Российской Федерации издано Указание N 4902-У "О перечне документов, сохранность которых должны обеспечить страховщики, и требованиях к обеспечению сохранности таких документов" (далее - Указание N 4902-У), которым установлен Перечень документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики (далее - Перечень), и требования к обеспечению сохранности таких документов.
Согласно пункту 3 Перечня к этаким документам отнесены: документы, связанных с принятием и исполнением обязательств по договорам страхования, взаимного страхования, страхования и перестрахования, в том числе: договоры страхования (перестрахования), приложения и дополнительные соглашения к договорам страхования (перестрахования), соглашения о расторжении (досрочном прекращении действия) договоров страхования (перестрахования); первичные учетные документы по страховым операциям, в том числе документы, подтверждающие оплату страховой премии (страховых взносов), осуществление страховых выплат (страховых возмещений, выплату выкупных сумм) и факты хозяйственной жизни, связанные с принятием и исполнением обязательств по договорам страхования, взаимного страхования, сострахования и перестрахования; заявления страхователей (выгодоприобретателей), их представителей о заключении (изменении, прекращении) договоров страхования (пеерстрахования), документы, явившиеся основанием для заключения (изменения, прекращения) договоров страхования, а также копии предъявляемых при заключении (изменении, прекращении) договоров страхования документов.
Хранение указанных в Перечне документов (в том числе документов, связанные с принятием и исполнением обязательств по договорам страхования), созданных в форме электронных документов, должно осуществляться страховщиком в соответствии с требованиями к обеспечению сохранности документов, установленными пунктами 4 и 6 настоящего Указания.
В соответствии с пунктом 4 Указания N 4902-У документы, указанные в Перечне, должны быть систематизированы страховщиком для обеспечения их учета, поиска и использования.
Пунктом 6 Указания N 4902-У установлено, что при хранении перечисленных в названном Перечне документов, созданных в форме электронных документов, страховщик должен обеспечить их защиту от порчи, утраты, воздействия вредоносных компьютерных программ и несанкционированного изменения их содержания, а также обеспечить создание их резервных копий.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении; соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
В силу пункта 7.2 статьи 15 Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым владельцем транспортного средства, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Законом.
Создание и направление владельцем транспортного средства страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, оператором которой является соответственно страховщик, в целях обеспечения обмена информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
Действия, связанные с неисполнением страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, а также непринятием страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах, ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, образуют состав административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ПАО СК "Росгосстрах" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Отклоняя доводы ПАО СК "Росгосстрах" об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, поскольку нарушение требований пункта 28 Указания N 4190-У не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ, а образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суды указали на то, что неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов (перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством) и непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах (ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о доказанности факта совершения ПАО СК "Росгосстрах" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ПАО СК "Росгосстрах" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа был назначен административным органом с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, и составил 50 000 руб.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает на пропуск административным органом двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку совершенное обществом правонарушение по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ является нарушением страхового законодательства, в отношении которого часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусматривает годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 августа 2020 г. по делу N А41-5276/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО СК "Росгосстрах" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
При этом судами принято во внимание, что размер штрафа был назначен административным органом с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, и составил 50 000 руб.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
...
В кассационной жалобе заявитель указывает на пропуск административным органом двухмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку совершенное обществом правонарушение по части 3 статьи 13.25 КоАП РФ является нарушением страхового законодательства, в отношении которого часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусматривает годичный срок давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 января 2021 г. N Ф05-18963/20 по делу N А41-5276/2020