город Москва |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А40-70807/20 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ответчика - Московской областной таможни
на решение от 15 июля 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 26 августа 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-70807/20
по иску ООО "СЕРАФИМ"
о взыскании процентов
к Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЕРАФИМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Московской областной таможне (далее - таможенный орган, таможня) о взыскании процентов, начисленных на излишне уплаченные таможенные платежи по декларации на товары (далее - ДТ) N 10130220/190816/0025039 за период с 03.03.2017 по 04.07.2019 в размере 239.526,16 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская областная таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество во исполнение контракта от 22.01.2016 N HLSF-2021 (далее - контракт), заключенного между обществом и компанией "SUIFENHE YUANROТG TRADE LIMITED LIABILITY COMPANY", на Щелковский таможенный пост (центр электронного декларирования) таможни в электронной форме подана ДТ N 10130220/190816/0025039.
Таможней в ходе контроля таможенной стоимости при совершении таможенных операций в отношении товара выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ.
Таможней произведен зачет суммы денежного залога в размере 1.274.261,01 руб., внесенного обществом на счет таможенного органа по платежному поручению от 24.08.2016 N 545 и исчисленной по таможенной расписке.
Не согласившись с решением о корректировке таможенной стоимости, общество обратилось с заявлением к таможне о возврате излишне уплаченных денежных средств.
В ответ на указанное заявление таможней вынесено решение об отказе в возврате денежных средств.
Общество, не согласившись с указанным решением таможенного органа, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его незаконным и об обязании таможенного органа восстановить нарушенные права и законные интересы путем возврата суммы взысканных таможенных платежей по таможенной расписке в размере 1.274.261,01 руб.
Суды установили, что в рамках дела N А40-58799/19 таможенный орган добровольно удовлетворил требования общества по ДТ N 10130220/190816/0025039, в связи с чем производство по делу прекращено.
Фактический возврат суммы взысканных таможенных платежей в размере 1.274.261,01 руб. по ДТ N 10130220/190816/0025039 произведен таможенным органом 04.07.2019, о чем свидетельствуют платежные поручения от 04.07.2019 N 520438 и N 520386.
Так, согласно требованию таможни об уплате таможенных платежей (требование об уплате пени) в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров по ДТ N 10130220/190816/0025039 исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин (зачет суммы денежного залога по ДТ N 10130220/190816/0025039) было осуществлено 03.03.2017.
В рассматриваемом случае таможенным органом применялись меры принудительного взыскания за счет внесенного на счет таможенного органа денежного залога.
Учитывая изложенное, суды указали, что датой взыскания таможенных платежей следует считать дату исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, указанную в требовании об уплате таможенных платежей по ДТ - 03.03.2017 (часть 2 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; далее - Закон о таможенном регулировании).
Суды отметили, что заявленные требования мотивированы тем, что при возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ в размере 1.274.261,01 руб. у таможенного органа возникла обязанность по уплате процентов, начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Однако таможенный орган произвел возврат излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ без учета процентов, предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
В связи с чем, сумма процентов, начисленных в соответствии с частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, за период с 03.03.2017 по 04.07.2019 составила 239.526,16 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Доводы жалобы о неверном расчете процентов обществом, а также необходимости расчета процентов по день зачета на единый лицевой счет правомерно отклонены судами ввиду следующего.
Согласно статье 147 Закона о таможенном регулировании, днем фактического возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, является возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлена в приложение N 2 к приказу Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога", в которой предусмотрена графа о возврате денежных средств на банковский счет. Указанное заявление не предусматривает возврат денежных средств на единый лицевой счет (далее - ЕЛС).
Кроме того, таможенный орган ссылается на ведомственный акт о временном порядке работы структурных подразделений ФТС, который предусматривает возврат денежных средств в форме зачета на ЕЛС.
Согласно указанного ведомственного акта, зачет на ЕЛС, производится без подачи обществом заявления на возврат.
Между тем, Закон о таможенном регулировании регламентирует иной порядок, предусматривающий возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет по заявлению, установленной формы.
При этом, обществом таможне подано заявление установленной формы о возврате излишне уплаченных денежных средств, которое предусматривает возврат денежных средств на банковский счет заявителя.
Довод таможенного органа о том, что общество не обращалось в таможенный орган с заявлением о взыскании процентов за нарушение срока возврата денежных средств, правомерно признан судами необоснованным.
В соответствии с положениями статьи 147 Закона о таможенном регулировании, при возврате излишне уплаченных денежных средств по заявлению общества, таможенный орган обязан также осуществить возврат процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, так как отдельной процедуры по возврату указанных процентов федеральный закон не предусматривает.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Довод таможенного органа о том, что решением суда не установлен факт нарушения срока возврата излишне уплаченных денежных средств, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела.
Из буквального толкования положений части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей, проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды с учетом положения части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2020 года по делу N А40-70807/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статьи 147 Закона о таможенном регулировании, при возврате излишне уплаченных денежных средств по заявлению общества, таможенный орган обязан также осуществить возврат процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, так как отдельной процедуры по возврату указанных процентов федеральный закон не предусматривает.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
...
Из буквального толкования положений части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей, проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2021 г. N Ф05-19447/20 по делу N А40-70807/2020