город Москва |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А40-70744/20 |
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ответчика - Московской областной таможни
на решение от 08 июля 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 04 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу N А40-70744/20
по иску ООО "СЕРАФИМ"
о взыскании процентов
к Московской областной таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЕРАФИМ" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Московской областной таможне (далее - таможенный орган, таможня) о взыскании процентов в порядке части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) в размере 77.647,42 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московская областная таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество во исполнение контракта от 22.01.2016 N HLSF-2021 (далее - контракт), заключенного между обществом и компанией "SUIFENHE YUANROТG TRADE LIMITED LIABILITY COMPANY", на Щелковский таможенный пост (центр электронного декларирования) таможни в электронной форме подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10130220/110716/0019749.
Таможней в ходе контроля таможенной стоимости при совершении таможенных операций в отношении товара, задекларированного в ДТ N 10130220/110716/0019749, выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавшего на дату регистрации ДТ, пункта 11 Порядка декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок декларирования, Решение N 376), таможней по указанной ДТ принято решение о проведении дополнительной проверки и у общества запрошены дополнительные документы и сведения. В установленные таможенным органом сроки обществом представлен комплект запрошенных документов.
Таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ N 10130220/110716/0019749.
Таможенным органом произведен зачет суммы денежного залога в размере 372.593,20 руб., внесенной обществом на счет таможенного органа по платежному поручению от 06.07.2016 N 396 и исчисленной по таможенной расписке.
В соответствии с частью 2 статьи 151 Закона о таможенном регулировании (действовавшем на момент выставления требования таможенным органом), за исключением случаев, предусмотренных частями 5-8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин.
Согласно требованию таможни об уплате таможенных платежей (требование об уплате пени) в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров по ДТ N 10130220/110716/0019749 - исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин (зачет суммы денежного залога по ДТ N 10130220/110716/0019749) осуществлено 06.02.2017.
Общество, не согласившись с решением о корректировке таможенной стоимости, обратилось с заявлением к таможенному органу о возврате излишне уплаченных денежных средств.
В ответ на указанное заявление таможенным органом вынесено решение об отказе в возврате денежных средств.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его незаконным и об обязании восстановить нарушенные права и законные интересы общества путем возврата суммы взысканных таможенных платежей по таможенной расписке в размере 372.593,20 руб. по ДТ N 10130220/110716/0019749.
Суды установили, что в рамках дела N А40-165597/19 таможенный орган добровольно удовлетворил требования общества по ДТ N 10130220/110716/0019749, в связи с чем производство по делу прекращено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, фактический возврат суммы взысканных таможенных платежей в размере 372.593,20 руб. по ДТ N 10130220/110716/0019749 произведен таможенным органом 11.09.2019, о чем свидетельствуют платежные поручения NN 777819 и 777866.
При этом, как правомерно отметили суды, исходя из статьи 90 ТК ТС, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 129 Закона о таможенном регулировании, взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о таможенном регулировании для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Согласно статье 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
Согласно части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Глава 18 Закона о таможенном регулировании предусматривает нормы принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 150 Закона о таможенном регулировании, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
Согласно части 3 статьи 154 Закона о таможенном регулировании, при использовании в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов денежного залога обращение взыскания на суммы денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла в связи с неисполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом. Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней со дня обращения взыскания на сумму денежного залога.
Суды установили, что согласно требованию таможни об уплате таможенных платежей (требование об уплате пени) в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров по ДТ N 10130220/110716/0019749 исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин (зачет суммы денежного залога по ДТ N 10130220/110716/0019749) осуществлено 06.02.2017.
В рассматриваемом случае таможней применялись меры принудительного взыскания за счет внесенного на счет таможенного органа денежного залога.
Учитывая изложенное, суды обоснованно заключили, что в данном случае датой взыскания таможенных платежей следует считать дату исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, указанную в требовании об уплате таможенных платежей по ДТ N 10130220/110716/0019749 - 06.02.2017 (часть 2 статьи 151 Закона о таможенном регулировании).
Таким образом, как обоснованно заключили суды, исходя из даты принудительного взыскания таможенных платежей по ДТ N 10130220/110716/0019749 и даты их фактического возврата, возврат указанных таможенных платежей таможенным органом произведен с нарушением срока, установленного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что при возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10130220/110716/0019749 в размере 372.593,20 руб. у таможенного органа возникла обязанность по уплате процентов, начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Однако, судами установлено, что таможенный орган произвел возврат излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10130220/110716/0019749 без учета процентов, предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Согласно расчету общества сумма процентов, подлежащих начислению таможенному органу за период с 06.02.2017 по 11.09.2019, составила 77.647,42 руб.
Довод таможни о неверном расчете процентов обществом, а также необходимости расчета процентов по день зачета на единый лицевой счет обоснованно признан судами несостоятельным ввиду следующего.
Согласно статье 147 Закона о таможенном регулировании, днем фактического возврата является возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет. В соответствии со статьей 147 Закона о таможенном регулировании, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате. Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлена в приложение N 2 к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога", в которой предусмотрена графа о возврате денежных средств на банковский счет. Указанное заявление не предусматривает возврат денежных средств на единый лицевой счет (далее - ЕЛС).
Кроме того, как указали суды, таможенный орган ссылался на ведомственный акт о временном порядке работы структурных подразделений Федеральной таможенной службы, который предусматривает возврат денежных средств в форме зачета на ЕЛС. Согласно указанному ведомственному акту, зачет на ЕЛС производится без подачи обществом заявления на возврат.
При этом суды правомерно отметили, что Закон о таможенном регулировании регламентирует иной порядок, предусматривающий возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет по заявлению установленной формы.
Судами установлено, что в таможенный орган обществом подано заявление установленной формы (в порядке статьи 147 Закона о таможенном регулировании) о возврате излишне уплаченных денежных средств, которое предусматривает возврат денежных средств на банковский счет общества, общество распорядилось излишне уплаченными денежными средствами до их зачета таможенным органом на ЕЛС.
Фактическим возвратом таможенным органом денежных средств при выбранном обществом порядке является возврат указанных денежных средств на банковский счет общества.
Таким образом, как установлено судами, расчет общества по день возврата денежных средств на банковский счет общества является корректным.
Довод таможенного органа о том, что общество не обращалось в таможенный орган с заявлением о взыскании процентов за нарушение срока возврата денежных средств, обоснованно признан судами несостоятельным, поскольку статья 147 Закона о таможенном регулировании не предусматривает порядок по отдельному обращению в таможенный с заявлением о взыскании процентов за нарушение срока возврата денежных средств.
Суды обоснованно заключили, что при возврате излишне уплаченных денежных средств по заявлению общества таможенный орган обязан также осуществить возврат процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, так как отдельной процедуры по возврату указанных процентов Закон о таможенном регулировании также не предусматривает.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Довод таможенного органа о том, что решением суда первой инстанции не установлен факт нарушения срока возврата излишне уплаченных денежных средств, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушен ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В этой связи суды обоснованно заключили, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Таким образом, суды пришли к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленного обществом требования о взыскании процентов, нормативно обоснованного положениями части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 года по делу N А40-70744/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Московской областной таможни - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушен ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В этой связи суды обоснованно заключили, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Таким образом, суды пришли к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленного обществом требования о взыскании процентов, нормативно обоснованного положениями части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2021 г. N Ф05-19298/20 по делу N А40-70744/2020