город Москва |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А40-269521/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Петровой В.В.,
судей Кольцовой Н.Н., Колмаковой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца: Департамента городского имущества города Москвы - Кондрашкова Ю.С. по дов. от 18.12.2020 г. N 33-Д-137/20 (онлайн),
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Дэвен-групп" (ООО "Дэвен-групп") - Макаров А.К. по дов. от 16.11.2020 г.,
рассмотрев 14 января 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Дэвен-групп"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2020 года
и на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 года
по иску Департамента городского имущества города Москвы
к ООО "Дэвен-групп"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Дэвен-групп" о взыскании 10 250 948 руб. 65 коп. - арендной платы по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 16.03.2007 г. N 1-00225/07, начисленной за период с 01.01.2017 г. по 05.04.2018 г., и 690 286 руб. 32 коп. в виде пеней за просрочки в уплате арендной платы по указанному договору, начисленных за период с 10.01.2017 г. по 05.04.2018 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2020 г. по делу N А40-269521/2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 г., исковые требования удовлетворены в полном объеме.
По делу N А40-269521/2019 поступила кассационная жалоба от ООО "Дэвен-групп", в которой заявитель просит отменить решение суда первой, постановление суда апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
Отводов суду заявлено не было, через канцелярию не поступило.
От Департамента городского имущества города Москвы (истец) в Арбитражный суд Московского округа в электронном виде поступило ходатайство об участии в судебном заседании путем онлайн-заседания (посредством веб-конференции). К ходатайству приложены электронные образцы документов, удостоверяющие личность представителя истца, а также документы, подтверждающие полномочия представителя на участие в судебном заседании.
Исходя из необходимости соблюдения интересов участников процесса на судебную защиту, принимая во внимание наличие технической возможности для проведения судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) и учитывая опыт Верховного суда Российской Федерации, Арбитражным судом Московского округа удовлетворено заявленное истцом ходатайство.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил представителям истца (представителю, принимавшему участие в судебном заседании посредством веб-конференции), а также представителю ответчика (непосредственно присутствующему в судебном заседании) их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "Дэвен-групп" от Департамента городского имущества города Москвы, а также иные заявления или ходатайства, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, через канцелярию Арбитражного суда Московского округа не поступили, в судебном заседании заявлены не были.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель ООО "Дэвен-групп" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доводам кассационной жалобы возражал, ссылаясь на соблюдение норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении суда первой инстанции, постановлении суда апелляционной инстанции, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции суд кассационной инстанции пришел к заключению, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности Москвы, от 16.03.2007 г. N 01-00225/07, заключенному Департаментом имущества города Москвы (в настоящее время функции указанного органа возложены на Департамент городского имущества города Москвы; арендодатель) и ООО "Дэвен-групп" (арендатор), арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение площадью 663, 3 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 6-8, стр. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2018 г. по другому делу N А40-77379/2017, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2018 г. и Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2018 г., был признан незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы в реализации преимущественного права ООО "Дэвен-групп" на выкуп арендуемого нежилого помещения общей площадью 663, 3 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 6-8, стр. 1, выраженный в уведомлении Департамента от 19.01.2017 за N ДГИ-1-111086/16-1, суд обязал Департамент заключить с ООО "Дэвен-групп" договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 663,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, д. 6-8, стр. 1 по цене 150 248 608 руб. с рассрочкой оплаты на 5 (пять) лет в редакции ООО "Дэвен-групп".
В рамках данного дела Департаментом городского имущества города Москвы заявлено о взыскании арендной платы по договору аренды за период с 01.01.2017 г. по 05.04.2018 г. (то есть за период, предшествующий заключению договора купли-продажи спорного имущества), и неустойки (пени) за просрочку уплаты арендной платы по указанному договору, начисленную за период с 10.01.2017 г. по 05.04.2018 г.
Суды, удовлетворяя заявленные исковые требования указали, что обязанность по уплате арендных платежей в установленный указанным договором срок в спорный период арендатором исполнена не была; определив период и проверив расчет заявленной к взысканию суммы задолженности (согласно расчету истца за период с 01.01.2017 г. по 05.04.2018 г. истец начислил арендную плату в размере 13 356 778 руб. 69 коп., ответчик уплатил арендную плату в размере 3 095 400 руб., задолженность ответчика по расчет истца составила 10 250 948 руб. 65 коп., по пеням - 690 286 руб. 32 коп.), суды пришли к выводу о наличии предусмотренной законом совокупности обстоятельств для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом следует отметить, что 13 356 778 руб. 69 коп. - 3 095 400 руб. = 10 261 378 руб. 69 коп. Кроме того, необходимо указать, что размер неустойки зависит от суммы долга.
ООО "Дэвен-групп" в обоснование кассационной жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, Департамент городского имущества города Москвы, неправомерно, вопреки судебным актам, вступившим в законную силу по другим делам N N А40-15491/2015, А40-216650/2015, А40-41306/2016, А40-249651/2016 изменил в одностороннем порядке размер арендной платы по договору, заключенному сторонами, на 2017 г., положив при этом в основу расчета ставку на 2016 г., признанную ранее арбитражным судом в рамках другого дела (А40-249651/2016), недействительной. По мнению заявителя кассационной жалобы, указанному не была дана надлежащая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции признает доводы кассационной жалобы обоснованными.
При этом кассационная коллегия находит выводы судов обеих инстанций также не соответствующими толкованию подлежащих применению норм материального права, указанных в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N N 305-ЭС19-26744, N 305-ЭС20-1800, N 305-ЭС19-26856 и от 23.10.2020 г. N 305-ЭС20-4888.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (п. 5 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).
В ч. 1 ст. 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие).
Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (ст. 18 данного Закона).
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В п. п. 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 г. N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (п. п. 1, 4 ч. 3 ст. 6 Закона N 209-ФЗ, ст. 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением от 25.12.2012 г. N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 г. ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год, в частности, субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, арендующим объекты площадью до 300 кв.м.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв.м., не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена 16 раз.
При этом Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3 500 руб., условия и порядок предоставления поддержки.
Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв.м., согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015 г., предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально-значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В отсутствие такого условия для предоставления имущественной поддержки арендаторам, поименованным в п. 1.1 постановления N 800-ПП, как обращение в Межведомственную комиссию, на указанных субъектов также не распространялось положение п. 5.3 постановления Правительства Москвы от 01.07.2013 г. N 424-ПП об обязательном ежегодном подтверждении решения Комиссии о предоставлении поддержки.
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 г. по 02.12.2016 г., указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в п. 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв.м.) и п. п. 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3 500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.
При этом Постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" не был определен срок вступления его в законную силу, как и порядок установления льготной ставки субъектам, арендующим площадь менее 300 кв.м. (п. 1.1 Постановления N 800-ПП), в связи с чем, при толковании данных изменений следовало исходить из принципа сохранения разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставления в случае необходимости возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 г. N 8-П).
Непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечь оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В п. 2.4 указанного Постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в п. 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 г. N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м. в год, в частности, субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1 постановления).
Постановлением N 812-ПП из п. 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено п. 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м. в год и в порядке, предусмотренном п. 2.1 данного постановления.
В соответствии с п. 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в п. 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в п. 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания п. п. 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017 г., для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м.; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м.
В 2018-2019 г. г. размер льготной ставки (4 500 руб.) для субъектов малого предпринимательства, поименованных в п. 1.1 Постановления N 800-ПП, не изменялся.
Кассационная коллегия отмечает, что изменение судебной практики в связи с толкованием высшей судебной инстанцией содержания норм материального права не изменяет изначально установленного законом правового регулирования правоотношений участников гражданского оборота, в связи с чем, изложенная высшим судебным органом правовая позиция подлежит применению также и к правоотношениям, имевшим место до такого толкования.
Поэтому, принимая во внимание судебную практику, сформированную Верховным Судом Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств именно данного дела N А40-269521/2019, исходя из предмета и оснований исковых требований, суд кассационной инстанции не может признать законными и обоснованными обжалуемые судебные акты - решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь, в том числе ч. 4 ст. 15, п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства и сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2020 года по делу N А40-269521/2019 отменить. Указанное дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
В.В. Петрова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 г. по 02.12.2016 г., указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в п. 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв.м.) и п. п. 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3 500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.
При этом Постановлением Правительства Москвы от 20.10.2015 N 678-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" не был определен срок вступления его в законную силу, как и порядок установления льготной ставки субъектам, арендующим площадь менее 300 кв.м. (п. 1.1 Постановления N 800-ПП), в связи с чем, при толковании данных изменений следовало исходить из принципа сохранения разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставления в случае необходимости возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 г. N 8-П).
...
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 г. N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м. в год, в частности, субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1 постановления).
Постановлением N 812-ПП из п. 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2021 г. N Ф05-17843/20 по делу N А40-269521/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17843/20
04.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-82586/2021
19.11.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-269521/19
18.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17843/20
04.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12120/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-269521/19
14.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-269521/19