город Москва |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А40-3297/20-33-27 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС": Огузйер А.В. (дов. N 307 от 10.08.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной акцизной таможни: Смирнова И.А. (дов. N 05-01-23/15830 от 31.08.2020 г.);
рассмотрев 13 января 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2020 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2020 г.
по делу N А40-3297/20-33-27
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" (далее - ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС", общество, декларант, заявитель) в 2018 - 2019 годах по декларациям на товары (далее - ДТ, декларации) N 10009140/220219/0000614; N 10009170/040319/0000349; N 10009170/200319/0000508; N 10009140/200718/0002074; N 10009140/230718/0002096; N 10009140/050718/0001900; N 10009140/020718/0001842 под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" были помещены товары - трапы пассажирские самоходные SPS9.19, производитель SOVAM S.A.S. (Франция) (серийные номера 360F620; 360F621; 360F604; 360F597; 360F598; 360F599; 360F594; 360F595, 360F596), в количестве 9 штук (далее - товары, самоходные пассажирские трапы).
В графе 33 указанных ДТ декларант указал в отношении ввезенного товара классификационный код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 8705 90 800 5.
ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" в целях выпуска самоходных пассажирских трапов в свободное обращение и получения на них паспортов самоходных машин уплачен утилизационный сбор в общем размере 483 000 руб. за каждую единицу товара, что подтверждается платежными поручениями от 27 февраля 2019 г. N 447, от 01 августа 2018 г. N 3019, от 18 июля 2018 г. N 2744, от 01 августа 2018 г. N 3020, от 18 июля 2018 г. N 2743, от 25 марта 2019 г. N 712, от 11 марта 2019 г. N 559, а также таможенно-приходными ордерами (далее - ТПО) N ТС4821209, N ТС-4825040, N ТС-4825041, N ТС-4533154, N ТС-4825071, N ТС-4533038, N ТС-4533037, N ТС4469321, N ТС-4469256.
Центральной акцизной таможней (далее - таможенный орган) ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" были выданы паспорта самоходных машин от 23 июля 2018 г. N RU ТК170026, N RU ТК 170027; от 19 июля 2018 г. N RU ТК 170065; от 03 августа 2018 г. N RU ТК 170162, RU ТК 170155, RU ТК 170163; от 01 марта 2019 г. N RU ТК 189232; от 12 марта 2019 г. N RU ТК 167794; от 01 апреля 2019 г. N RU ТК167841 с проставлением отметок об уплате утилизационного сбора.
Вышеуказанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
Таким образом, по 9 самоходным пассажирским трапам ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" была произведена уплата утилизационного сбора на общую сумму 4 347 000 руб.
Факт уплаты заявителем утилизационного сбора за спорные пассажирские трапы в общем размере 4 347 000 руб. таможенным органом не оспаривается.
Ссылаясь на Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" обратилось в Центральную акцизную таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов от 05 сентября 2019 г. N 131109/19-131909/19.
Решением Центральной акцизной таможни от 04 октября 2019 г. N 13-12/17406 вышеуказанные заявления общества были возвращены таможенным органом без рассмотрения с указанием на то, что заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора должно быть подано заявителем в Центральное таможенное управление; заявителем не соблюдена процедура обращения с заявлением в таможенный орган о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, а именно: ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" не были предварительно аннулированы ТПО, предусмотренные решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 288 "О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера" (далее - Порядок заполнения и применения таможенного приходного ордера).
Считая свои права нарушенными, ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне о признании незаконным решения по вопросу возврата излишне уплаченного утилизационного сбора от 04 октября 2019 г. N 13-12/17406 и об обязании ЦАТ возвратить ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" излишне уплаченный утилизационный сбор в отношении 9 самоходных пассажирских трапов SPS9.19, производства SOVAM S.A.S. (Франция), на общую сумму 4 347 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Центральная акцизная таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что в отношении самоходных пассажирских трапов, классифицируемых по коду 8705 90 800 5 ТН ВЭД ЕАЭС, предусмотрена уплата утилизационного сбора, поскольку техника ввезена обществом для целей последующей эксплуатации по назначению, а, следовательно, по окончанию эксплуатации будет подлежать утилизации, что приведет к вредному воздействию на окружающую среду, компенсируемому уплатой утилизационного сбора. Приведены доводы о том, что идентификация самоходной машины, подлежащей обложению утилизационным сбором, осуществляется применительно к коду ТН ВЭД ЕАЭС, а не по наименованию разделов Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Центральной акцизной таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 указанного закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ установлено, что паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" обязательным условием для регистрации допуска к эксплуатации самоходных машин и других видов техники является наличие соответствующих паспортов (пункт 1), в том числе, выдаваемых таможенными органами в случае ввоза техники на территорию Российской Федерации (пункт 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 (далее - Постановление N 81) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлен разделом V Правил N 81.
Согласно пункту 28 Правил N 81 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Имеющая отрицательное значение разница между размером утилизационного сбора, рассчитанного в отношении самоходной машины или прицепа, на которые выдается новый паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе самоходной машины или прицепа, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченного в отношении самоходной машины или прицепа, на базе которых была осуществлена достройка, излишне уплаченным (взысканным) утилизационным сбором не признается.
Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4 (пункт 27 Правил N 81).
Пунктами 27 - 30 Правил N 81 взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора предусмотрено, что заявление о возврате либо зачете в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением: а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора; в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление подается уполномоченным представителем плательщика.
Порядок заполнения и применения ТПО определен Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 288.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку включение в раздел X Перечня N 81 "Машин для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств", классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705, не является основанием для уплаты утилизационного сбора "по аналогии" в отношении других самоходных машин, которые также классифицированы по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705, но не предназначены для содержания дорог и созданы на базе шасси колесных транспортных средств.
Судами установлено, что Раздел X Перечня N 81 устанавливает утилизационный сбор в отношении следующих самоходных машин: "Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств", классифицируемых по кодам 8705, 847910 000 0.
Ввезенный обществом товар - самоходные пассажирские трапы согласно представленным декларациям на товары, паспортам самоходных машин, техническим описаниям самоходных пассажирских трапов SPS9.19, писем производителя SOVAM S.A.S о технических характеристиках и назначении оборудования, предназначены для посадки и высадки пассажиров на борт воздушного судна, без выезда на дороги общего пользования и созданы на базе шасси колесных транспортных средств и подлежат классификации по коду 8705 90 800 5 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, категория и вид не совпадают с характеристиками, указанными в разделе X Перечня N 81.
Отклоняя выводы таможенного органа о порядке применения сносок 4, 6 к Перечню N 81, суды указали на то, что код ТН ВЭД ЕАЭС имеет квалифицирующее значение для определения коэффициента расчета размера утилизационного сбора, как это определено в примечаниях 4 и 6 к Перечню N 81, только для тех самоходных машин, которые имеют вид и категорию, предусмотренную в названном перечне, поскольку если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705, указанному в Перечне N81, но по своим характеристикам и назначению не относится к машинам для содержания дорог, то ее нельзя считать включенной в Перечень N 81 и облагать утилизационным сбором.
Из Раздела X Перечня N 81 исключены колесные машины, в то время как ввезенные обществом самоходные пассажирские трапы не только не предназначены и не могут использоваться для содержания дорог, но также созданы на базе шасси колесных транспортных средств.
Судами также установлено, что поданные обществом в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора составлены в соответствии с формой, приведенной в Приложении N 4 к Правилам N 81, содержат все предусмотренные формой сведения с приложением соответствующих документов, в том числе аннулированное ТПО, аннулирование которого не предусматривает взимания утилизационного сбора.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
В кассационной жалобе Центральная акцизная таможня приводит доводы о том, что ввезенный обществом товар подлежит обложению утилизационным сбором.
Указанный довод подлежит отклонению, поскольку таможенным органом не представлено доказательств того, что ввезенное обществом самоходные пассажирские трапы относится к категории самоходных машин, названных в пункте Х Перечня N 81, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, при этом наличие товарной позиции в ТН ВЭД само по себе не является основанием для уплаты утилизационного сбора.
Подобная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 305-ЭС20-6768.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств по делу, в связи с чем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 мая 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2020 г. по делу N А40-3297/20-33-27 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" обязательным условием для регистрации допуска к эксплуатации самоходных машин и других видов техники является наличие соответствующих паспортов (пункт 1), в том числе, выдаваемых таможенными органами в случае ввоза техники на территорию Российской Федерации (пункт 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 (далее - Постановление N 81) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
...
Порядок заполнения и применения ТПО определен Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 288.
...
Подобная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 305-ЭС20-6768."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 января 2021 г. N Ф05-22878/20 по делу N А40-3297/2020