• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2021 г. N Ф05-23164/20 по делу N А40-331943/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) был заключен государственный контракт от 17.10.2016 N ДС-Т-12/15-177 на выполнение работ по инструментальному обследованию и капитальному ремонту служебного здания, согласно которому генподрядчик осуществляет работы по разработке технической документации (проектной документации) и капитальному ремонту объекта и все иные работы, необходимые для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации, в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, (выполнение работ по капитальному ремонту объекта "под ключ") (далее - работы). Пунктом 5.2 контракта установлены сроки выполнения работ: обследование - 01.11.2016; заключение по результатам обследования и оценки технического состояния - 10.11.2016; разработка технической документации (проектной документации) - 25.11.2016; работы по капитальному ремонту - 15.12.2016; Подписание итогового акта приемки выполненных работ - 20.12.2016. Так, истец указал, что в указанные сроки генподрядчиком работы не были выполнены и государственному заказчику не были сданы. Согласно пункту 18.4 контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). При этом неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. Цена контракта составляет 43.962.626 руб. (пункт 3.1 контракта). Так, истец считает, что просрочка исполнения этапа работ (обследование) с 02.11.2016 по 10.11.2016 составляет 9 дней, а поэтому неустойка за просрочку исполнения этапа работ (обследование) составляет 131.887,88 руб. Просрочка исполнения этапа работ (заключение по результатам обследования и оценки технического состояния) с 11.11.2016 по 25.11.2016 составляет 15 дней, неустойка за просрочку исполнения этапа работ (заключение по результатам обследования и оценки технического состояния) составляет 219.813,13 руб. Просрочка исполнения этапа работ (разработка технической документации (проектной документации) с 26.11.2016 по 15.12.2016 составляет 20 дней, размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка технической документации (проектной документации) составляет 293.084,17 руб. Кроме того, просрочка исполнения этапа работ (работы по капитальному ремонту) с 16.12.2016 по 20.12.2016 составляет 5 дней, размер неустойки - 73.271,04 руб. Согласно пунктам 1.1.13, 13.12 контракта, выполнение всех обязательств генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ. Истец пояснил, что по состоянию на 09.02.2018 обязательства по контракту генподрядчиком не были исполнены, и как следствие, итоговый акт приемки выполненных работ не был подписан. Согласно пункту 18.3 контракта, в случае просрочки исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 10422, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. Истец утверждает, что просрочка исполнения обязательств по контракту с 21.12.2016 по 09.02.2018 составляет 416 дней, сумма неустойки - 5.540.389,94 руб. На основании изложенного истец указал, что общий размер неустойки по государственному контракту от 17.10.2016 N ДС-Т-12/15-177 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных контрактом (п. 18.4 контракта) и неустойки за просрочку исполнения генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом (п. 18.3 контракта) и составляет 6.258.446,16 руб. Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 27.02.2018 N 212/6/794, которая была оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, руководствуясь ст.ст. 196, 199, 309, 310, 330, 405, 406, 718, 740, 747, 759 ГК РФ, правомерно исходил из того, что в настоящем случае начисление неустойки за несвоевременное получение положительного заключения государственной экспертизы и подписание итогового акта противоречит существу обязательства и неправомерно ввиду противоречия нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, и, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно заказчик или технический заказчик.

Кроме того, условиями контракта не была предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы, поскольку пунктом 10.4. контракта предусмотрена ответственность лишь за невыполнение обязательств по срокам выполнения работ, в связи с чем требование истца о взыскании с ответчика неустойки за несвоевременное получение положительного заключения государственной экспертизы суд верно признал необоснованным. Более того, суд верно указал, что истец не вправе требовать неустойки за несвоевременное подписание ответчиком итогового акта, поскольку само по себе подписание данного акта не является работой (строительством объекта), за окончание срока выполнения которой п. 10.4 контракта предусмотрена ответственность в виде начисления неустойки. При этом срок сдачи работ по государственному контракту поставлен в зависимость от даты утверждения отчетных документов истцом, в связи с чем ответчик не мог повлиять на сроки утверждения заказчиком актов, тогда как сроки выполнения работ были продлены заключенным сторонами дополнительным соглашением, причем работы были выполнены в срок, установленный в соглашении сторон, а поэтому истец не вправе предъявлять требование о взыскании неустойки за нарушение срока окончания выполнения работ, поскольку данный срок еще не наступил.

Кроме того, при расчете неустойки за нарушение срока выполнения работ, истец начислил пени за общий период с 02.11.2016 по 09.02.2018. Вместе с тем, истец не учитывает, что срок выполнения работ был изменен заключенным между сторонами дополнительным соглашением N 4 от 29.12.2017, которым был установлен новый срок выполнения работ по договору, чем стороны подтвердили, что невыполнение ответчиком работ в первоначально согласованный сторонами срок было обусловлено встречным неисполнением истцом своих обязательств по договору, а именно: не предоставлением исходно-разрешительной документации, не выделением лимитов финансирования и т.д. Более того, до получения заказчиком разрешения на строительство право осуществлять строительство отсутствует, а генподрядчик не мог приступить к выполнению строительно-монтажных работ до момента получения застройщиком разрешения на строительство. Однако, разрешение на строительство заказчиком до настоящего времени не было предоставлено, тогда как без разрешения на строительство генподрядчик не мог своевременно приступить к строительно-монтажным работам. Вместе с тем, суд обоснованно указал, что невыполнение истцом взятых на себя обязательств в оказании содействия ответчику в ходе выполнения им работ не только нарушает условия контракта, но и противоречит положениям статей 718, 759, 762 ГК РФ, а поэтому кредитор при таких условиях в силу ст. 406 ГК РФ считается просрочившим, а должник на основании ст. 405 ГК РФ таковым не считается."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2021 г. N Ф05-23164/20 по делу N А40-331943/2019