Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2021 г. N Ф05-22683/20 по делу N А40-136092/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между Федеральным агентством воздушного транспорта, действующим от имени Российской Федерации, в лице Федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", и Обществом с ограниченной ответственностью "Трансстроймеханизация" был заключен государственный контракт N 0373100090917000008 от 16.05.2017 г. по объекту "Вторая очередь реконструкции аэропорта Шереметьево, Московская область", согласно которому подрядчик обязался в соответствии с проектной документацией закупить оборудование и материалы, выполнить работы по разработке рабочей документации, строительные, монтажные, и другие связанные с объектом работы, обеспечивающие полноценную работу вновь построенных/реконструированных объектов, и их ввод в эксплуатацию, перечень, объем и сроки которых определяются в приложении N 1 к контракту. Согласно п.3.1.2 контракта, подрядчик подтвердил, что он изучил все материалы контракта и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ. Кроме того, подрядчик подтвердил готовность соблюдения требований, предъявляемых государственным заказчиком к порядку производства работ, устранения недостатков и предоставления первичных документов и исполнительной документации. В соответствии с п.12.1 контракта, начальный и конечный сроки выполнения работ по контракту, а также промежуточные сроки выполнения этапов работ определяются календарным распределением объемов и стоимости работ. Общий срок выполнения работ по контракту составляет 458 календарных дней с момента заключения государственного контракта. Согласно п.12.2 контракта, нарушение подрядчиком сроков выполнения работ, промежуточных сроков этапов работ, предусмотренных контрактом, является существенным нарушением контракта и является основанием для начисления и взыскания неустойки по требованию государственного заказчика и одностороннего отказа государственным заказчиком от исполнения контракта. В соответствии с календарным распределением объемов и стоимости работ по объекту, определенным в приложении N 1 к контракту, подрядчик обязался выполнить работы по 1 и 2 этапу в полном объеме не позднее 16.08.2018 г. Так, истец указал, что по состоянию на 18.02.2018 г. работы по 1 и 2 этапу подрядчиком в полном объеме не были выполнены. Согласно п.28.5 контракта, в случае нарушения подрядчиком сроков начала и/или окончания работ и/или промежуточных сроков работ, начала и/или окончания этапа работ, промежуточных сроков этапа работ, предусмотренного графиком, то взимается пеня, которая определяется от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем. В соответствии с п.2 письма Министерства Финансов Российской Федерации от 27.11.2014 г. N 02-02-04/60726, если контрактом предусмотрены этапы исполнения обязательства, используемые в утвержденной правилами N 1063 формуле показатели цены, объема исполнения обязательств, сроков исполнения обязательств, то ее рекомендуется определять по предусмотренным контрактом показателям этапа. Таким образом, за период с 11.09.2018 по 18.02.2019 истцом ответчику была начислена неустойка в размере 174.808.403 руб. 15 коп. Претензия N 02955 от 27.03.2019, направленная истцом в адрес ответчика, с требованием уплатить неустойку, была оставлена последним без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, который был удовлетворен частично, что подтверждается постановлением по делу. При этом суд в обжалуемом акте, частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст.ст. 309, 330, 333, 702, 708 ГК РФ, правомерно исходил из следующего.

Так, в ходе работ по государственному контракту подрядчиком были выявлены существенные недостатки проектной документации, предоставленной заказчиком, не позволяющие выполнить обязательства по контракту, в частности: частичное/полное отсутствие согласований с собственниками земель, коммуникаций на участках, попадающих в зону строительства; частичное/полное отсутствие согласований, с эксплуатирующими организациями, выполняющими работы на участках, попадающих в зону строительства; отсутствие увязки проектной документации с планами развития аэропорта и прилегающих территорий. На объекте во время выполнения работ по государственному контракту началось строительство терминала "С", в связи с этим фактом и необходимостью обеспечения бесперебойной работы аэропорта, соблюдений правил полетной безопасности, а также требованиями эксплуатирующей организации АО "МАШ" подрядчик был вынужден неоднократно вносить изменения в календарный график производства работ, что вкупе с технологической составляющей и привело к превышению определенных контрактом сроком работ. Наличие неучтённых инженерных коммуникаций и сооружений для строительства коллектора К2.1.3: Прокладка коллектора от СК15 до СК 20 - по ТУ собственников и эксплуатирующей организации. Подрядчику предлагается изменить способ прокладки с открытого на закрытый в связи с ведением на участке собственником хозяйственной деятельности. (письма ООО "Трансстроймеханизация" от 01.08.2017 г. N 1576/17 от 22.08.2018 N 2050/18, от 07.11.2018 N ТСМ-И870/75-18, от 13.08.2018 N ТСМ/01-184, от 04.12.2017 N 1727/17, ФГУП "АГА" от 22.08.2018 N 08891, от 15.06.2018 N 06146, ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" от 23.10.2018 N 1.51/4289) Наличие неучтённых инженерных коммуникаций и сооружений для строительства коллектора К 2.1.14 и КО.: прохождение трассы через построенный ангар "АЭРОМАР"; прохождение неучтенной в стадии "П" парковки АО "МАШ"; проектом предусмотрено прохождением "открытым способом" по территории здания действующей АТС; неучтенная в стадии теплотрасса - опора попадают на СК; По ТУ АО "МАШ" - прохождение по территории аэропорта - только закрытым способом в связи с размещением на поверхности проездов и иных инженерно-технических сооружений, и систем; проектом предусмотрено прохождением "открытым способом", что в стесненных условиях плотной застройки практически невозможно, учитывая глубину прохождения трассы (5-7-м); не увязано строительство в полосе отвода Лобненского шоссе; пересечение магистрального трубопровода; пересечение ветки ж/д. (письма ООО "Трансстроймеханизация" от 02.08.2017 N 1582/17, от 01.08.2017 N 1576/17, от 13.04.2018 N 1867/18, от 07.11.2018 N ТСН-И870/75-18, от 13.08.2018 N ТСМ/01-184); наличие неучтённых инженерных коммуникаций и сооружений для строительства сетей электроснабжения 10 кВ: по ТУ АО "МАШ" - прохождение по территории аэропорта - только закрытым способом, в связи с необходимостью обеспечения проезда; прохождение неучтенной в стадии "П" парковки АО "МАШ"; проектом предусмотрено прохождением "открытым способом" по территории здания действующей АТС, обеспечивающей весь аэропорт - собственник не дает согласия. В связи с технологией производства работ невыполнение одного вида работ, связанных с конструктивом, привело к отсрочке или невозможности производства ряда смежных работ. Кроме того, на объекте приостанавливалось выполнение работ по инициативе заказчика, так о приостановке работ на объекте, заказчик (истец) уведомлял подрядчика письмами N 15467 от 28.12.2017, N 08891 от 22.08.2018, N 2132 от 05.10.2018, N 2050 от 22.08.2018, N ТСН-И870/75-18 от 07.11.2018, N ТСМ/01-184 от 13.08.2018. В соответствии с п. 5.5.1. контракта, заказчик (истец по настоящему делу) обязался в течение 14 рабочих дней с момента получения рабочей документации от подрядчика рассмотреть и согласовать ее в производство работ, либо направить подрядчику мотивированные замечания, которые подрядчик обязан устранить без дополнительной оплаты и в сроки, указанные в п.п. 5.5.2. контракта. Ответчик своевременно направил в адрес истца письмо N 1712/17 от 27.11.2017 с просьбой согласовать элементы светосигнальной системы. Данную информацию истец направил в адрес АО "Международный Аэропорт Шереметьево", которое только 07.02.2018 письмом N 332-06 ответило отказом в согласовании закупаемого оборудования. При этом истец указывал, что направил в адрес ответчика копию названного письма АО "Международный Аэропорт Шереметьево", однако в материалы дела не предоставил соответствующих доказательств. Ответчиком 18.04.2018 повторно было направлено в адрес истца письмо N 1870/18 с предложением рассмотреть и согласовать спецификации для поставки светосигнального оборудования. Только 21.06.2018 истец направил в адрес ответчика письмо N 06392, в котором сообщил о согласовании спецификаций светосигнального оборудования.

Таким образом, суд в обжалуемом акте верно установил, что истец допустил нарушение условий контракта в части сроков рассмотрения и согласования рабочей документации по светосигнальному оборудованию (203 дня, (письма ООО "Трансстроймеханизация" от 27.11.2017 N 1712/17, от 16.04.2018 N 1870/18, письмо ФГУП "АГА" от 21.06.2018 N 06392)). Помимо этого, изменялась этапность производства работ, так работы на этапе строительства совокупности объектов 3.2 предусматривается выполнять после открытия временного пути руления к перрону у ангара ООО "АВИА ГРУПП" через места стоянок 20-21. Однако в условиях действующего воздушного сообщения, согласно требованиям эксплуатирующей организации АО "МАШ" и с учетом замены этапов работ, произведенной по инициативе заказчика, в первую очередь выполнялись работы подэтапа 3.2., а выполнение остальных работ технологически являлось невозможным в связи с требованиями обеспечения бесперебойной работы аэропорта.

Кроме этого, как усматривается из письма ФАУ "Главгосэкспертиза" от 17.02.2020 N 08-04-2/1831-НБ представленного в материалы дела, проектная документация по объекту: "Вторая очередь реконструкции аэропорта Шереметьево, Московская область" не прошла необходимую экспертизу. На сайте государственной информационной системы Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства содержатся сведения о наличии отрицательного заключения по представленной истцом проектной документации.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно посчитал обоснованным заявление ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ в отношении неустойки, ввиду явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства, в связи с чем снизил размер подлежащей уплате неустойки до 40.690.765,53 рублей, с чем в настоящее время согласна и кассационная коллегия.

Таким образом, кассационная коллегия считает, что апелляционный суд пришел к правомерному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки лишь в сумме 40.690.765,53 рублей, а поэтому утверждение истца о необоснованности применения судом ст. 333 ГК РФ находит необоснованным, поскольку оно не основано на законе и противоречит фактическим обстоятельствам данного дела."

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2021 г. N Ф05-22683/20 по делу N А40-136092/2019