город Москва |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А41-10550/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Сервис-Телеком": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Балашиха Московской области: Поляковой Е.Н. (дов. N Д-150/20 от 28.12.2020 г.);
рассмотрев 26 января 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 г.,
по делу N А41-10550/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком"
к Администрации городского округа Балашиха Московской области
о признании незаконным решения от 03 февраля 2020 г. N Р001-9914240010-33030842,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" (далее - ООО "Сервис-Телеком", общество, заявитель) обратилось в Администрацию городского округа Балашиха Московской области (далее - Администрация) с заявлением N Р001-9914240010-33030842 о выдаче разрешения на размещение объекта (антенно-мачтовое сооружение связи) в соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Администрации от 03 февраля 2020 г. N Р001-9914240010-33030842 в предоставлении муниципальной услуги - выдача разрешения на размещение объекта (антенно-мачтового сооружения связи), которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, отказано.
В обоснование указанного отказа Администрация со ссылкой на постановление Правительства Московской области от 08 апреля 2015 г. N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 229/13) указала на то, что размещение объекта (антенно-мачтовых сооружений связи) предполагается в радиусе 50 метров от жилых и (или) многоквартирных домов.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Сервис-Телеком" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции отменено. Признано незаконным решение Администрации городского округа Балашиха Московской области от 03 февраля 2020 г. N Р001-9914240010-33030842 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдачи разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена". Суд обязал Администрацию городского округа Балашиха Московской области выдать ООО "Сервис-Телеком" разрешение на размещение объекта (антенно-мачтового сооружения связи) в соответствии с представленным заявлением N Р001-9914240010-33030842. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что постановлением Правительства Московской области от 19 февраля 2020 г. N 66/4 "О внесении изменений в порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Постановление N 66/4) в Постановление N 229/13 внесены изменения в части установления предельно допустимого расстояния размещения объектов от жилых домов, а также внесены изменения в технические нормы. Распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 15 мая 2020 г. N 11-61/РВ утверждены общие технические требования на размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений на территории Московской области (далее - Распоряжение N 11-61/РВ), которыми предусмотрены требования к установке антенно-мачтовых сооружений связи, а именно: не допускается установка антенно-мачтовых сооружений связи ближе 50 метров от жилых и (или) многоквартирных домов (пункт 3). Указанное, по мнению Администрации, свидетельствует об отсутствии у общества права на осуществление установки антенно-мачтовых сооружений связи в связи с нарушением технических норм.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Сервис-Телеком" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Администрации, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 10 октября 2014 г. N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания, с характеристиками: высота до сорока пяти метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до четырех метров.
Частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300), в том числе, являются: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 11 указанного перечня в него включены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Московской области от 08 апреля 2015 г. N 229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, которые регламентируют процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно перечню, утвержденному Постановлением N 1300.
Согласно указанному Порядку, размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган). Разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 - 6 настоящего Порядка; в заявлении указаны объекты, не указанные в перечне, утвержденном Постановлением N 1300.
В пункте 8 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Администрации не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку на момент вынесения обжалуемого решения оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта (антенно-мачтовое сооружение связи) у администрации не имелось.
При этом судом установлено, что действующая на момент выдачи оспариваемого решения (03 февраля 2020 г.) редакция пункта 8 Порядка утвержденная Постановлением N 229/13 (в редакции, действовавшей до 19 февраля 2020 г.), не предусматривала такое основание для отказа в выдаче разрешения как то, что сооружение планируется разместить в радиусе равном 50 метров от жилых и (или) многоквартирных домов.
Указанное основание было введено постановлением Правительства Московской области от 19 февраля 2020 г. N 66/4, которое вступило в силу с 19 февраля 2020 г.
Таким образом, в период с 01 января 2020 г. до 18 февраля 2020 г. включительно (до внесения изменений в постановление N 229/13) у Администрации отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта на том основании, что размещения объекта планируется в 50 метрах от жилого и/или многоквартирного дома, поскольку на момент принятия оспариваемого решения запрещалось размещать объекты в радиусе, равном 1/3 высоты размещаемого объекта, расположены жилые и (или) многоквартирные дома.
В данном случае при размещении объекта, для которого испрашивается разрешение, указанные требования законодательства соблюдены.
Ссылка Администрации в оспариваемом решении на Временный порядок предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного распоряжением Министерством имущественных отношений Московской области от 30 декабря 2019 г. N 15ВР-2155, указанного в качестве основания для выдачи испрашиваемого разрешения, также была отклонена судом, поскольку Временный порядок не может рассматриваться в качестве специального акта по отношению к Порядку, утвержденному Постановлением N 229/13, так как является актом процедурного характера (административным регламентом).
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2020 г. по делу N А41-10550/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Администрации не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку на момент вынесения обжалуемого решения оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта (антенно-мачтовое сооружение связи) у администрации не имелось.
При этом судом установлено, что действующая на момент выдачи оспариваемого решения (03 февраля 2020 г.) редакция пункта 8 Порядка утвержденная Постановлением N 229/13 (в редакции, действовавшей до 19 февраля 2020 г.), не предусматривала такое основание для отказа в выдаче разрешения как то, что сооружение планируется разместить в радиусе равном 50 метров от жилых и (или) многоквартирных домов.
Указанное основание было введено постановлением Правительства Московской области от 19 февраля 2020 г. N 66/4, которое вступило в силу с 19 февраля 2020 г.
Таким образом, в период с 01 января 2020 г. до 18 февраля 2020 г. включительно (до внесения изменений в постановление N 229/13) у Администрации отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта на том основании, что размещения объекта планируется в 50 метрах от жилого и/или многоквартирного дома, поскольку на момент принятия оспариваемого решения запрещалось размещать объекты в радиусе, равном 1/3 высоты размещаемого объекта, расположены жилые и (или) многоквартирные дома.
...
Ссылка Администрации в оспариваемом решении на Временный порядок предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного распоряжением Министерством имущественных отношений Московской области от 30 декабря 2019 г. N 15ВР-2155, указанного в качестве основания для выдачи испрашиваемого разрешения, также была отклонена судом, поскольку Временный порядок не может рассматриваться в качестве специального акта по отношению к Порядку, утвержденному Постановлением N 229/13, так как является актом процедурного характера (административным регламентом)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 февраля 2021 г. N Ф05-23407/20 по делу N А41-10550/2020