город Москва |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А41-108080/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Молл-Систем": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области: Болтман И.В. (дов. N 19-6исх от 11.01.2021 г.);
рассмотрев 28 января 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2020 г.,
по делу N А41-108080/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Молл-Систем"
к Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Молл-Систем" (далее - ООО "Молл-Систем", общество, заявитель) является собственником 1-этажного нежилого здания площадью 859,6 кв.м с кадастровым номером 50:16:0704012:32, расположенного по адресу: Московская обл., Ногинский район, городской округ Электросталь, поселок Новые дома, д. 8А (далее - здание), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - ЕГРН) от 17 июля 2019 г. N 50-0-1-305/4106/2019-1773.
Право собственности общества на здание зарегистрировано 07 февраля 2019 г., о чем в ЕГРН внесена запись регистрации N 50:16:0704012:32-50/046/2019-4.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0704011:205, площадью 1 360 кв.м, по адресу: Московская обл., Ногинский район, городской округ Электросталь, поселок Новые дома, участок 8А, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса.
29 июля 2019 г. ООО "Молл-Систем" обратилось в Комитет имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0704011:205 под объектом недвижимого имущества, принадлежащему обществу.
По результатам рассмотрения указанного заявления Комитетом было принято решение от 19 августа 2019 г. N 19-02323исх об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов" со ссылкой на заключение Министерства имущественных отношений Московской области от 14 августа 2019 г. N 119-З, согласно которому органу местного самоуправления отказано в согласовании предоставления обществу указанного земельного участка в связи с несоответствием вида разрешенного использования фактическому использованию земельного участка (на земельном участке отсутствует объект недвижимого имущества придорожного сервиса). Также рекомендовано принять к сведению информацию о расположении испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов, изложенную в заключении Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования.
Считая свои права нарушенными, ООО "Молл-Систем" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области о признании незаконным решения от 19 августа 2019 г. N 19-2323исх об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:16:0704011:205 и об обязании Комитет заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0704011:205, площадью 1 360 кв.м, расположенного по адресу: Московская обл., Ногинский район, городской округ Электросталь, поселок Новые дома, д. 8А, без проведения торгов (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2020 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемой услуги, в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Молл-Систем" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Комитета, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 6 и 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации; земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
Из пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении в собственность обществу земельного участка не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку на испрашиваемых в собственность земельных участках расположен объект недвижимости - здание мастерских, принадлежащий заявителю на праве собственности, а земельный участок используется в соответствии со своим целевым назначением.
При этом судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:16:0704011:205 имеет вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса и используется обществом для кузовных ремонтных работ автомобилей по необходимости.
Таким образом, назначение объекта недвижимости соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. N 540, так как вид разрешенного использования "объекты придорожного сервиса" (код 4.9.1) включает в себя: размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видами деятельности ООО "Молл-Систем" является в том числе торговля оптовая прочими машинами, оборудованием и принадлежностями; деятельность прочего сухопутного транспорта.
Кроме того, факт нахождения на испрашиваемом обществом земельном участке нежилого здания - здание мастерских, равно как и соответствие целевого назначения здания виду разрешенного использования, подтверждается письмом Комитета от 15 октября 2019 г. N 19-417.
Таким образом, разрешенное и фактическое использование как здания, так и земельного участка, совпадают. Разрешенное использование земельного участка также соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении в собственность без торгов.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2020 г. по делу N А41-108080/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении в собственность обществу земельного участка не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку на испрашиваемых в собственность земельных участках расположен объект недвижимости - здание мастерских, принадлежащий заявителю на праве собственности, а земельный участок используется в соответствии со своим целевым назначением.
При этом судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:16:0704011:205 имеет вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса и используется обществом для кузовных ремонтных работ автомобилей по необходимости.
Таким образом, назначение объекта недвижимости соответствует установленному виду разрешенного использования земельного участка, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 г. N 540, так как вид разрешенного использования "объекты придорожного сервиса" (код 4.9.1) включает в себя: размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса.
...
решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2020 г. по делу N А41-108080/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 февраля 2021 г. N Ф05-23867/20 по делу N А41-108080/2019