город Москва |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А41-13497/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Рослесхоза: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Домодедово Московской области: Наумова С.С. (дов. N 3-35/87 от 19.06.2020 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюка В.М. (дов. N 28ДОВ-444 от 28.12.2020 г.);
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев 03 февраля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2020 г.,
по делу N А41-13497/20
по иску Федерального агентства лесного хозяйства
к Администрации городского округа Домодедово Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка и исключении из ЕГРН сведений о нем,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
УСТАНОВИЛ: земельный участок с кадастровым номером 50:28:0110220:27, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (под лесами) сформирован и поставлен на кадастровый учет 30 декабря 1991 года.
В состав указанного единого землепользования входит земельный участок кадастровым номером 50:28:0000000:40.
Заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг") установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110220:27 с границами земель лесного фонда Подольского лесничества, городского округа Домодедово, Подольского сельского участкового лесничества, квартал 23, выдел 87, Барыбинского участкового лесничества, квартал 63 выдел 16, площадь пересечения 11 088 кв.м.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 50:28:0110220:27 расположен по адресу: Московская область, Домодедовский район; данные о правообладателе отсутствуют; ограничение прав, обременение объекта недвижимости отсутствуют.
Ссылаясь на то, что вышеуказанный земельный участок в части пересечения с землями лесного фонда находится в ведении Администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - Администрация), поскольку сведения о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:28:0110220:27 и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:28:0110220:27.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2020 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Рослесхоз просит об отмене принятых по настоящему делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что границы земель лесного фонда установлены в соответствии с действующими материалами лесоустройства, которые в установленном порядке оспорены не были.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации с доводами кассационной жалобы не согласился. Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Рослесхоза, Управления Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в заседание кассационной инстанции не явились.
От Рослесхоза через систему подачи электронных документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Как следует из статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды указали на отсутствие доказательств, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Судами установлено, что заявляя настоящие требования, Рослесхоз фактически оспаривает права Администрации городского округа Домодедово Московской области по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 50:28:0110220:27, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:28:0000000:40.
При этом представленные истцом документы - заключения ФГУП "Рослесинфорга" в подтверждение того, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, не свидетельствует о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда, поскольку на основании представленных материалов установить факт пересечения границ лесного фонда со спорными земельными участками не представилось возможным.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2020 г. по делу N А41-13497/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
...
В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2021 г. N Ф05-24337/20 по делу N А41-13497/2020