город Москва |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А41-17676/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ИАМ": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Шереметьевской таможни: Калининой И.Е. (дов. N 05-17/38264 от 31.12.2020 г.);
рассмотрев 03 февраля 2021 г. в судебном заседании кассационную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2020 г.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 г.,
по делу N А41-17676/20
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Мед"
к Шереметьевской таможне
признании незаконным решения от 24 января 2020 г. N 19-30/02081,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Мед" (далее - ООО "ИАМ", общество, заявитель, декларант) в рамках внешнеторгового контракта от 26 февраля 2018 г. N ИАМ 02/18, заключенного с фирмой "Oticon Medical AB" (Швеция), на территорию Российской Федерации были ввезены товары - аппараты слуховой костной проводимости Ponto, с принадлежностями (производства Oticon Medical AB, Швеция) для реабилитации инвалидов по слуху в Российской Федерации (далее - товары).
В целях таможенного оформления товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявителем таможенному органу были представлены таможенные декларации (далее - ДТ, декларации) N 10005022/301118/0102466, N 10005022/220119/0003813, N 10005030/040619/0114763, N 10005030/080719/0152028, N 10005030/060819/0187685, N 10005030/101019/0274066, N 10005030/111019/0275670, N 10005030/211019/0288246, N 10005030/061219/0349781.
При таможенном оформлении обществом в соответствии с указанными декларациями на товары уплачен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 18% и 20% (после 01 января 2019 г.) от таможенной стоимости, что составляет - 5 757 980,33 руб.
Товары по декларациям были выпущены таможенным органом и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В связи с тем, что вышеуказанное оборудование является медицинским изделием, зарегистрированным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, ООО "ИАМ" 13 января 2020 г. обратилось в Шереметьевскую таможню (далее - таможенный орган) с заявлениями о корректировке сведений на ввезенные товары по указанным выше декларациям с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС (исх. N 2/2020).
К указанному заявлению обществом был приложен комплект документов, подтверждающий факт отнесения ввезенных медицинских изделий к товарам, в отношении которых Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены льготы по уплате НДС, в том числе регистрационное удостоверение от 25 января 2018 г. N РЗН 2018/6771 и декларация о соответствии от 05 марта 2018 г. N РОСС SE.МГ11.Д10501.
По результатам рассмотрения заявлений о корректировке сведений и о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей Шереметьевская таможня письмом от 24 января 2020 г. N 19-30/02081 сообщила заявителю о необоснованности заявленных требований и об отсутствии оснований для внесения изменений в декларации.
Считая свои права нарушенными, ООО "ИАМ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне о признании незаконным решения, изложенного в письме от 24 января 2020 г. N 19-30/02081.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Шереметьевской таможни, изложенное в письме от 24 января 2020 г. N 19-30/02081. Суд обязал Шереметьевскую таможню внести изменения в соответствии с заявлением ООО "ИАМ" от 13 января 2020 г. N 2/20 не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения в законную силу. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.
В кассационной жалобе Шереметьевская таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие оснований для предоставления заявленной льготы по НДС, в связи с тем, что код товара 9021 90 100 0 в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС не включен в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 (далее - Перечень N 1042).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ИАМ" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "ИАМ" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Судом кассационной инстанции было удовлетворено ходатайство ООО "ИАМ" о проведении судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), однако представитель к системе онлайн-заседания не подключился.
Выслушав мнение представителя таможни, совещаясь на месте, суд кассационной инстанции определил: рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Шереметьевской таможни, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Из части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню N 1042 осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия.
Подтверждением права на льготу в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе медицинских товаров является одновременное соблюдение следующих условий: наличие на указанное изделие регистрационного удостоверения; наличие изделия с соответствующим кодом ТН ВЭД ЕАЭС и ОКП (ОКПД 2) в Перечне N 1042.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку общество вправе было претендовать на льготу в виде освобождения от уплаты НДС; таможенному органу были представлены все необходимые документы, подтверждающие право на льготное налогообложение.
При этом судами установлено, что в качестве документов, подтверждающих право на льготу, ООО "ИАМ" были представлены в том числе регистрационное удостоверение от 25 января 2018 г. N РЗН 2018/6771 и декларация о соответствии от 05 марта 2018 г. N РОСС SE.МГ11.Д10501.
Согласно регистрационному удостоверению в качестве изделия медицинского назначения зарегистрирован "Аппарат слуховой костной проводимости Ponto, с принадлежностями" в исполнениях: 1. Ponto Pro; 2. Ponto Pro Power; 3. Ponto Plus; 4. Ponto Plus Power.
В разделе II регистрационного удостоверения перечислены принадлежности к изделиям, а также указано на то, что вытекающие из него права, льготы и преимущества могут быть реализованы исключительно в случае представления одновременно всех поименованных компонентов изделия в совокупности.
Таким образом, обществом представлены документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС, в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения.
В соответствии с пунктом 19 раздела I Перечня N 1042 не подлежат обложению НДС "Слуховые аппараты, включая имплантируемые; код ОКПД 2 26.60.14.120; код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 40 000 0".
Судами установлено, что ввезенные ООО "ИАМ" товары являются частями аппарата слухового костной проводимости Ponto и указаны в приложении к регистрационному удостоверению.
На основании примечания 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня N 1042 следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу, что ввезенный обществом товар входит в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации обложению НДС не подлежит.
При этом право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения.
Отклоняя доводы таможенного органа об отсутствии соответствия при сопоставлении кода ОКП, указанного в представленном регистрационном удостоверении, и заявленного кода ТН ВЭД 9021 40 000 0 в графе 33 спорных деклараций на товары, суды указали на то, что указание кода в декларациях на ввезенные обществом товары носят формальный характер, который никаким образом не влияет на факт отнесения ввезенного товара к медицинским изделиям.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 июля 2020 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2020 г. по делу N А41-17676/20 оставить без изменения, кассационную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
...
На основании примечания 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня N 1042 следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 февраля 2021 г. N Ф05-22831/20 по делу N А41-17676/2020