город Москва |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А40-282487/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Баринов Г.М., доверенность от 02.10.2020;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от Департамента городского имущества города Москвы: Николаев А.А., доверенность от 29.12.2020; от ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России: Строгов В.А., доверенность от 28.09.2020; от КИЗО городского округа Подольск, ООО Авиапредприятие "Газпром Авиа", ООО "Газпромавиа": представители не явились, извещены;
рассмотрев 02 февраля 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве и третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 25 июня 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 02 сентября 2020 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-282487/19
по заявлению ТУ Росимущества в городе Москве
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: КИЗО городского округа Подольск, ООО Авиапредприятие "Газпром Авиа", Департамент городского имущества города Москвы, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ООО "Газпромавиа",
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения от 24.07.2019 N 77/017/213/2019-8679 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020451:2 и о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020451:2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены КИЗО городского округа Подольск, ООО Авиапредприятие "Газпром Авиа", Департамент городского имущества города Москвы, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и ООО "Газпромавиа".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационными жалобами, в которых Управление Росреестра по Москве просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, Департамент городского имущества города Москвы просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третьи лица - КИЗО городского округа Подольск, ООО Авиапредприятие "Газпром Авиа", ООО "Газпромавиа", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица - Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационных жалоб.
Представители заявителя и третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ТУ Росимущества в городе Москве 15.04.2019 обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением N 77/017/213/2019-8679 об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020451:2.
Уведомлением от 24.07.2019 N 77/017/213/2019-8679 Управление Росреестра по Москве уведомило ТУ Росимущества в городе Москве об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Отказывая в регистрации права федеральной собственности, Управление Росреестра по Москве сослалось на то, что в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества, указав следующее: "в настоящее время в границах заявленного к регистрации земельного участка отсутствуют какие-либо объекты капитального строительства, в том числе, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности и сведения ЕГРН не подтверждают предоставление земельного участка с кадастровым номером 50:27:002045:2 органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам, а также каким-либо иным лицам (организациям), перечисленным в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
ТУ Росимущества в городе Москве, не согласившись с оспариваемым решением Управления Росреестра по Москве, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
ТУ Росимущества в городе Москве действует на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 67 "О реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (далее - Положение).
Согласно пункту 4.1.1 Положения, территориальный орган осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется в порядке, определенном пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ. Основным этапом является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Суды указали, что согласно заявлению, в соответствии с выпиской из ЕГРН, земельный участок, расположенный относительно адресного ориентира: г. Москва, поселение Рязанское, вблизи с. Остафьево, с кадастровым номером 50:27:0020451:2 использовался под аэродром.
В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ к федеральной собственности, отнесены:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 1034-р "Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации", аэродром Остафьево включен в перечень аэродромов совместного базирования, является государственным, находится в ведении Минобороны России.
В соответствии с пунктом 4 раздела IV постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", предприятия и объекты воздушного транспорта должны относиться к федеральной собственности.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежит собственнику такого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, то есть являющимися федеральной собственностью.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Такие же основания предусмотрены и в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации (статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
При этом предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ не изменяют действия других положений Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 36.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная регистрация сделок в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды, с учетом положения части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришли к обоснованному выводу о том, что решение Управления Росреестра по Москве, оформленное уведомлением от 24.07.2019 N 77/017/213/2019-8679, об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020451:2 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ТУ Росимущества в городе Москве в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 года по делу N А40-282487/19 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Росреестра по Москве и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
При этом предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ не изменяют действия других положений Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 36.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственная регистрация сделок в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2021 г. N Ф05-21120/20 по делу N А40-282487/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21120/20
02.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39879/20
25.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282487/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282487/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-282487/19