• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф05-20949/20 по делу N А41-17224/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 06.06.2017 между истцом и ответчиком было заключено соглашение N 14 о предоставлении средств бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в Московской области. Согласно разделу 1 соглашения, истец обязался предоставить участнику программы средства бюджета Московской области на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в виде гранта в размере 3.000.000 руб., в том числе за счет средств бюджета Московской области в сумме 1.453.607 руб. 72 коп., в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм от 16.05.2017. При этом грант предоставлялся в целях приобретения сельскохозяйственной техники, строительства производственного объекта. В соответствии с пунктом 2.2 соглашения, участник программы обязан отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, необходимыми для получения гранта, а именно: участник программы не осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является на момент подачи заявки в конкурсную комиссию. Если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет, то заявитель может подать заявку на участие в конкурсе на получение гранта начинающих фермеров. Пунктом 2.2.4 соглашения установлено, что участник программы обязан использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, согласно представленному плану. Участник программы обязан использовать грант в строгом соответствии с планом расходов начинающего фермера. Расходование гранта на цели иные, чем указаны в предоставленном заявителем плане расходов, без письменного согласования с конкурсной комиссией Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию животноводческих ферм является нецелевым использованием средств гранта. Изменение плана расходов не допускается, за исключением случаев принятия конкурсной комиссией Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм решения о целесообразности внесения изменений в план расходов на основании заявления начинающего фермера с обоснованием причин и характера вносимых изменений (пункт 2.2.10. соглашения). Так, ответчику были перечислены средства гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 3.000.000 руб., в том числе за счет средств бюджета Московской области 1.453.607 руб. 72 коп. Между тем, истец указал, что по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности расходования средств на оказание мер государственной поддержки малых форм хозяйствования, направленных на развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импорто-замещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, принятых в рамках реализации государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья", проведенного Контрольно-счетной палатой Московской области было выявлено, что ответчик являлся акционером (участником) АО "Хатунь", а поэтому истец полагает, что сумма гранта в размере 2.167.460 руб. 29 коп. подлежит возврату. Кроме того, истец указал, что в результате контрольного мероприятия было выявлено и нецелевое использование средств гранта в размере 799.953 руб. 36 коп., поскольку ответчиком был приобретен коровник на 400 голов, что не было предусмотрено планом расходов гранта. Остаток средств, неиспользованных ответчиком в размере 32.586 руб. 35 коп., был возвращен в бюджет Московской области. Таким образом, с учетом возвращенной суммы, взысканию, по мнению истца, подлежит сумма в размере: 2.967.413 руб. 65 коп. (2.167.460 руб. 29 коп. + 799.953 руб. 36 коп.). С сопроводительным письмом от 25.11.2019 N исх-20532/20-05-03 истец направил ответчику акт о нарушении условий предоставления гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также требование о возврате в бюджет Московской области средств гранта, которое было оставлено без удовлетворения. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим иском, в удовлетворении которого было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом суд в обжалуемых актах, оставляя исковые требования без удовлетворения, правомерно исходил из следующего.

Так, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг. Согласно пункту 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем 4 пункта 8 и пунктом 8.2. настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Так, из материалов дела следует, что 20.04.2017 глава КФХ Алиев З.С. обратился с заявкой в конкурсную комиссию, в которой подтвердил, что не осуществлял предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является на момент подачи заявки в конкурсную комиссию. Пунктом 3.13. "Положения о конкурсной комиссии Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию животноводческих ферм" установлено, что конкурсная комиссия принимает решение о победителях по результатам рассмотрения заявки и документов, представленных заявителем, а также по результатам защиты проекта (очного собеседования) лично заявителем либо его уполномоченным представителем на заседании конкурсной комиссии. Так, после проверки представленных ответчиком документов, конкурсной комиссией глава КФХ Алиев З.С. был признан победителем, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области с ним было заключено соглашение от 06.06.2017 N 14 о предоставлении средств бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров в Московской области. При этом основания для отказа в предоставлении гранта, после проверки достоверности сведений представленных участником, компетентной комиссией выявлены не были, результаты конкурса не были аннулированы, решение комиссии о выделении гранта в установленном порядке недействительным не было признано. Только по результатам контрольного мероприятия, проведенного в период с 24.06.2019 по 16.12.2019 Контрольно-счетной палатой Московской области, было выявлено, что Алиев З.С. являлся акционером (участником) АО "Хатунь"."