город Москва |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А41-99196/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 12.02.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.
судей Анциферовой О.В., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Пятница А.Р. по дов. от 11.01.2021; Фокин А.Н. по дов. от 11.01.2021; Тимофеев С.В. по дов. от 11.01.2021
рассмотрев 08.02.2021 в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "ПОРТ КИМРЫ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 03.02.2020
и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020
по заявлению ООО "ПОРТ КИМРЫ" (ОГРН: 1026901665130)
к Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПОРТ КИМРЫ" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании принятого Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) решения от 10.07.2019 N 455 недействительным.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.02.2020, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по существу спора судебными актами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на неправильное применение судами норм материального права относительно оснований изменения кадастровой стоимости земельного участка и момента принятия уточненной стоимости для начисления налога на имущество, просит обжалуемые решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 01.02.2021 был объявлен перерыв до 08.02.2021.
В заседании суда кассационной инстанции 08.02.2021 представители заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражали по доводам приобщенного к материалам дела отзыва, заявитель явку своего представителя не обеспечил, что согласно положениям части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей инспекции и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты подлежат отмене на основании следующего.
Из представленных в материалы дела документов судами при рассмотрении спора по существу установлено, что заявителем 04.09.2018 в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040324:5 была подана уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 2017 год, в которой подлежащая уплате сумма налога, ранее исчисленная согласно поданных 23.01.2018 первичной и 27.02.2018 уточненной налоговых деклараций в размере 642 350 руб. (214 116 522 руб. кадастровой стоимости * 0,3% ставки земельного налога) была уменьшена до 28 391 руб. (1 892 759 руб. кадастровой стоимости * 1,5% ставки земельного налога).
Инспекция, получив в период проведения с 04.09.2018 по 04.12.2018 камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации выписку из ЕГРН по состоянию на 09.08.2018 с указанием кадастровой стоимости земельного участка в сумме 214 116 522 руб. 15 коп., а также ответы из ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 26.09.2018 N 01-42/145 и от 13.11.2018 N01-42/187 из Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 13.03.2019 N 01-42/031, согласно которым кадастровая стоимость решением Управлением Росреестра по Московской области от 10.08.2018 уменьшена с 214 116 522 руб. 15 коп. до 1 892 758 руб. 95 коп. по факту изменения представленным обществом Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 09.09.2013 по делу N 333-18952/2013 сведений о разрешенном виде использования спорного земельного участка.
На основании изложенного инспекция пришла к выводу о занижении обществом суммы земельного налога за 2017 год в результате занижения налоговой базы - кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем принятым 10.07.2019 решением N 455 привлекла общество к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 626 908 руб. 07 коп., а также начислила к уплате недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 3 183 357 руб. и пени по состоянию на 17.05.2019 в размере 267 733 руб. 61 коп.
Поскольку решением Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 30.10.2019 поданная обществом апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения, налогоплательщик обратился с вышеуказанными требованиями в суд.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями положений статей 64 - 65, 70 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные сторонами доводы и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных обществом требований, руководствуясь положениями статей 388-391 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", отказал исходя из правомерности начисления инспекцией налога с учетом внесения на основании заявления общества уточненных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в ЕГРН только 10.08.2018, отклонив при этом доводы о неправомерном расчете штрафных санкций ввиду учета налоговым органом имевшейся у общества переплаты в размере 48 816 руб. 65 коп. при подаче заявителем уточненной налоговой декларации.
В то же время судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с положениями части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Представленным обществом в приложении к поданному в суд заявлению Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 09.09.2013 по делу N 333-18952/2013 (т.1 л.д. 41-47) были удовлетворены заявленные в пользу неограниченного круга лиц требования Рузского городского прокурора о признании незаконными и отмене постановлений Главы с.п. Дороховское Рузского муниципального района об изменении вида разрешенного пользования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", а также о внесении в ГКН сведений о виде разрешенного использования спорных земельных участков, в том числе приобретенного обществом, "для сельскохозяйственного производства".
В нарушение указанного судебного акта Управлением Росреестра по Московской области принадлежащий обществу земельный участок был учтен с иным видом разрешенного использования.
Соответствующие изменения, повлиявшие на размер кадастровой стоимости земельного участка, были внесены только 10.08.2018 на основании поданного обществом как новым собственником земельного участка заявления.
Порядок изменения кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода определен пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в общем случае налог на имущество по измененной (новой) кадастровой стоимости исчисляется со следующего налогового периода.
При этом в соответствии с абзацем 2 указанной выше нормы в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, а также изложенными в письме Федеральной налоговой службы от 23.11.2016 N БС-4-21/22236@ разъяснениями с 01.01.2017 изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления допущенных при ее определении ошибок, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
С учетом вышеизложенного заявитель при определении налоговой базы по налогу на имущество вправе учитывать сведения с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость, в том числе - за 2017 год.
Следовательно, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, что в соответствии с положениями статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
В то же время, поскольку в отношении иных обстоятельств дела участвующими в деле лицами возражений не приведено, а допущенное нарушение норм материального права не требует исследования дополнительных доказательств, суд округа считает возможным, отменив судебные акты нижестоящих инстанций, принять новый судебный акт.
При этом судом округа нарушений, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 280 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией окружного суда не установлено.
Понесенные заявителем расходы по государственной пошлине, уплаченной при обращении в суды соответствующих инстанций, подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.02.2020 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А41-99196/2019 отменить, заявленные ООО "ПОРТ КИМРЫ" (ОГРН: 1026901665130) требования удовлетворить.
Признать недействительным принятое Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области в отношении ООО "ПОРТ КИМРЫ" (ОГРН: 1026901665130) Решение от 10.07.2019 N 455 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 21 по Московской области в пользу ООО "ПОРТ КИМРЫ" (ОГРН: 1026901665130) 9 500 руб. (девять тысяч пятьсот рублей) расходов по государственной пошлине.
Председательствующий судья |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
О.В. Анциферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленным обществом в приложении к поданному в суд заявлению Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 09.09.2013 по делу N 333-18952/2013 (т.1 л.д. 41-47) были удовлетворены заявленные в пользу неограниченного круга лиц требования Рузского городского прокурора о признании незаконными и отмене постановлений Главы с.п. Дороховское Рузского муниципального района об изменении вида разрешенного пользования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", а также о внесении в ГКН сведений о виде разрешенного использования спорных земельных участков, в том числе приобретенного обществом, "для сельскохозяйственного производства".
В нарушение указанного судебного акта Управлением Росреестра по Московской области принадлежащий обществу земельный участок был учтен с иным видом разрешенного использования.
...
Порядок изменения кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода определен пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в общем случае налог на имущество по измененной (новой) кадастровой стоимости исчисляется со следующего налогового периода.
При этом в соответствии с абзацем 2 указанной выше нормы в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, а также изложенными в письме Федеральной налоговой службы от 23.11.2016 N БС-4-21/22236@ разъяснениями с 01.01.2017 изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления допущенных при ее определении ошибок, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф05-24890/20 по делу N А41-99196/2019